Размер шрифта
Цветовая схема
Изображения
Обычная версия сайта

История успеха. Главный конструктор Улан-Удэнского авиационного завода Валерий Юрьевич Тогошеев

Образование

Конструирование летательных аппаратов - дело не из легких. И путь в карьере конструктора зачастую извилист. Именно об этом рассказал главный конструктор Улан-Удэнского авиационного завода Валерий Тогошеев.

Главный конструктор авиационного завода Улан-Удэ Валерий Юрьевич Тогошеев согласился ответить на наши вопросы. Валерий Юрьевич является выпускником машиностроительного факультета по специальности «Самолёто- и вертолётостроение».

Валерий Юрьевич, вы окончили ВСГУТУ по специальности «Самолёто- и вертолётостроение». Расскажите, пожалуйста, почему выбор пал именно на эту специальность?

— На самом деле это очень долгая история. Начинается она с того, что мои родители проработали на авиационном заводе, а я всю жизнь жил на Восточном. Закончил в 2001 году политехнический лицей №27, который также находится на Восточном. Когда в 2001 году передо мной встал выбор, куда идти, то одним из вариантов была кафедра «Самолёто- и вертолётостроение».

— То есть на ваш выбор повлияли ваши родители?

— В 11 классе я посещал подготовительные курсы при ВСГТУ. У меня была возможность 2 раза в ходе приемной комиссии пойти тестирование. После первого тестирования я уже набрал довольно хорошие баллы, которые мне в тот момент позволяли попасть на факультет мировой экономики и параллельно я подал свои документы на Машиностроительный факультет, кафедру «Самолето-вертолетостроение». Вот, собственно, и встал выбор куда идти: на тот момент модный факультет «Мировая экономика и юриспруденция», в который все стремились и хотели попасть, и не очень популярный Машиностроительный факультет. Но благо, так сошлись звезды и заведующий кафедрой Зангеев Борис Иосифович был очень убедителен, и так сложилось, что выбор пал в сторону МФ. И таким образом я попал в «Техноложку» на самолетостроение.

— Отлично, давайте тогда с вами поговорим про студенческие годы.

— Специальность «Самолёто- и вертолётостроение» считается в данный момент одной из самых сложных. Конечно же, эта отрасль в принципе одна из самых сложных в машиностроительной отрасли. Она связана с трудоемким производством, в том числе с безопасностью полета. Поэтому было, конечно, сложно. Тем не менее, была хорошая база технического лицея № 27. Багаж знаний был, и он мне позволял достаточно комфортно себя чувствовать именно в студенческие годы. Помимо учебы занимались различными видами деятельности. В том числе художественной самодеятельностью, в КВНе играли, занимались спортом очень активно. И естественно вечеринки-тусовки – неотъемлемая составляющая студенческой жизни.

— Борис Иосифович Зангеев, доцент кафедры «Самолёто- и вертолётостроение», рассказывал, что вы очень любите петь и делаете это очень прекрасно и виртуозно.

— Он, конечно, преувеличивает немножко, но, тем не менее, был такой опыт. Мы регулярно выступали в КДЦ с песнями. А более того, после сдачи гос. экзаменов на пятом курсе вмести с Алексеем Ильином и Денисом Муравьевым устроили такой небольшой концерт для преподавательского состава. Такой концерт никто не ожидал: выходят студенты с Восточного, один с баяном, другой со скрипкой и начинают играть (учитывая, что мы все с Восточного, который, по мнению многих горожан, считается немножко криминальным). Все были приятно удивлены.

— Вот вы сдаете госэкзамены, защищаете диплом и что дальше? Куда вы идете?

— Начну издалека. В университете все виды практик студентов самолетостроения проходили на базе завода. Практика была хорошо спланирована. После второго-третьего курса студент, попадая на практику, приходит на начальные переделы, дальше в цеха производственные, где делают детали. На следующий год студенты попадают в сборочный цех, где из деталей нужно собирать конкретные агрегаты и уже потом в конструкторский или технологический отделы. Собственно эта практика очень удачна, на мой взгляд. Попадая именно в производственный процесс, начиная по цепочке, понимаешь, как бы руками потрогал все вещи процедуры и понимаешь, из чего они сделаны. Это дает тебе общее представление о производственном процессе и предприятии. Естественно, после диплома мы попадали на У-УАЗ в отделы, где проходили практику. Лично я попал в отдел главного конструктора.

Тогошеев.jpeg

— Пришли Вы на авиазавод, попали в отдел главного конструктора, но главным конструктором вы стали не сразу. Как продвигалась Ваша карьера?

— На самом деле мой рост был очень извилистый. Действительно, в первые годы я попал в отдел главного конструктора и отработал 3 года. В тот период меня заметил представитель коммерческой службы. Тогда он работал зам. начальником отдела поставок. Он сейчас работает заместителем управляющего директора по продажному обслуживанию. И вот в то время он меня подметил и пригласил меня в коммерческую службу. Я согласилс и попал в бюро поставки авиационной техники зарубеж, где в принципе определялся регион поставок, т.е. куда мы доставляем авиационную технику и закреплялся за мной этот регион. После коммерческой службы (я 3 года там отработал) стал ведущим специалистом по контрактам. Далее меня снова пригласили на инженерную службу. Там создалось новое бюро, бюро ведущих конструкторов и тогда Дмитрий Булыгин пригласил в свое бюро ведущим конструктором по военным вертолетам. Это уже было в 2011 году, там я проработал вплоть до 2015 года, и после этого меня пригласили работать заместителем начальника перспективных разработок. Тогда у нас была новая веха в истории завода, когда У-УАЗ получил лицензию на разработку авиационной техники. В конце 2017 года было предложено поработать руководителем проекта по созданию нового вертолета КА-226Т. Это достаточно многофункциональный вертолет, он спроектирован абсолютно весь в цифре. Для нашего завода это было радикальным переходом. Полностью цифровой вертолет, спроектированный от и до. Для того, чтобы освоить производство этого вертолета на нашем заводе, необходимо было перестроить радикально все процедуры, такие как по запуску конструкторской документации, так и по сопровождению ее дальше, по производственному написанию технологических процессов. Это был такой переворот, переход к цифре, и мы очень успешно прошли.

— Получается Ваш вертолет КА-226Т в прошлом году поднялся в воздух? Расскажите, как из-под вашего крыла вышел такой вертолет на авиазаводе и что Вы испытали?

— На самом деле это было чувство глубокого удовлетворения, когда ты работаешь над чем-то с азов.

— А после того, как Вы выпустили КА-226Т вас пригласили главным конструктором, верно?

— Не совсем так. Я бы не связывал эти события. Потому КА-226Т как бы еще до сих пор проходит испытания. Но тем не менее так сложилось ситуация и мне предложили возглавить конструкторское бюро, и я согласился.

— Тогда расскажите, какие сейчас обязанности у Вас, как главного конструктора?

— Фронт обязанностей очень широкий. Для каждого вертолета свой объем конструкторской документации, который нужно запускать в производство, сопровождать его, все изменения вести. Собственно, этим и занимается наш отдел.

— Вот мы вспомнили весь Ваш путь, и в итоге какую роль ВСГУТУ сыграл в Вашей жизни?

— ВСГУТУ несомненно сыграл одну из ключевых ролей в моей профессиональной деятельности. За это я хочу поблагодарить Зангеева Бориса Иосифовича и весь остальной преподавательский состав. Это были действительно такие годы, которые закладывали основы несомненно, как специалистов и людей.

— Валерий Юрьевич, что Вы пожелаете студентам-машиностроителям?

— Стать чуточку ближе к созданию своего самолета! Желаю, хорошей учебы, насыщенной студенческой жизни, быть активным во всем! И, после защиты дипломов, мы всех вас ждем на У-УАЗ!

 

По материалам интервью «ВСГУТУ моей жизни» - молодежное объединение профсоюза У-УАЗ «Взлет»