Размер шрифта
Цветовая схема
Изображения
Обычная версия сайта

Молодежный философский семинар

Конференции
5 мая 2018 года на кафедре ЮНЕСКО по экологической этике при ВСГУТУ состоялся молодежный семинар на тему: «Экологический марксизм как философия глобального устойчивого развития», посвященный 200-летию со дня рождения Карла Маркса.

Открыл семинар Заведующий кафедрой ЮНЕСКО по экоэтике, член Президиума РФО, Заслуженный деятель науки Российской Федерации В.В. Мантатов. Он, в частности, сказал: «В эти дни все просвещённое человечество отмечает 200-летие со дня рождения гениального мыслителя и величайшего революционера Карла Маркса. Учение Маркса является вершиной лучших духовно-культурных традиций западной цивилизации. Карл Маркс – великий сын Запада, но случилось так, что Восток стал тем регионом, где глубоко укоренились его идеи и стали духовно-теоретической основой общественно - исторической практики многих народов этого континента. Первой страной, где было построено первое в мире социалистическое государство на основе марксизма, была Россия. Но по странному закону спирали современная Россия отступила и от марксизма, и от социализма в сторону национализма и капитализма. Сегодня марксистское знамя социализма высоко и гордо несет Коммунистическая партия Китая. Вчера в столице Китая – Пекине состоялось торжественное собрание, на котором выступил председатель КПК и КНР Си Цзиньпин. «Теория Маркса, - заявил он, - по-прежнему блистает, подобно бриллианту, светом Истины». Только марксизм-ленинизм, считают китайские коммунисты, способен спасти Китай и вывести его на передовые рубежи всемирного цивилизационного процесса. Марксизм-ленинизм – это интернациональное учение планетарного масштаба, и я убежден в том, что марксистский социализм способен внести вклад в спасение всего человечества и всей жизни на Земле. В эпоху глобализации и перехода человечества на путь устойчивого развития исключительную актуальность приобретают экологические идеи К. Маркса. И на Западе, и на Востоке успешно развивается новое научное направление – экологический марксизм. В определенном смысле, это второе рождение марксизма в планетарном масштабе».

С докладом на тему «Философия устойчивого развития: экологический императив Карла Маркса» выступила д.ф.н., профессор Л.В. Мантатова. «В работах Карла Маркса представлено глубокое понимание глобальных проблем, - сказала докладчик, - связанных с рациональным регулированием обмена веществ между обществом и природой, а также с действительным разрешением противоречий между человеком и природой в процессе формирования коммунистических общественных отношений, когда природа становится для человека бытием его для другого и бытием другого для него. Маркс доказывал, что природа является для человека источником жизни, и что сам человеческий труд есть лишь проявление одной из сил природы. Как известно, он высоко оценил работу русского ученого С.А. Подолинского «Труд человека и его отношение к распределению энергии», в которой была сделана попытка связать труд с физической основой деятельности человека – энергией. Вслед за Подолинским, Маркс предостерегал людей от опасностей «расхищения энергии» и «расточения сил Земли». Маркс внимательно изучил труды основоположников термодинамики и отлично понимал, что энтропия не может уничтожаться естественным путем, но зато может создаваться. Общественное производство, подчеркивал он, не должно ставить под угрозу естественные природные условия бытия всего сущего. По мнению К. Маркса, не только отдельные индивиды, но даже целые сообщества людей не являются собственниками земли; они являются лишь ее временными распорядителями и обязаны передать Землю последующим поколениям людей в улучшенном состоянии. Частная собственность превращает и человека, и землю в товар, лишая их самоценности. Маркс призвал покончить с этим унижением человека и природы путем уничтожения самой частной собственности. Основоположники марксизма понимали коммунизм как завершенный гуманизм и как завершенный натурализм во всемирно-историческом и глобально-планетарном смысле, и cum grano salis они обосновали неотвратимость единой судьбы Человечества и Природы, то есть глобального устойчивого развития (в терминах современной политической экологии). Маркс является одним из первых великих экономистов, кто четко выразил суть экологического императива устойчивого развития человечества и заложил основы экологической экономики.

А.С. Насибулина, ассистент кафедры ЮНЕСКО, выступила с докладом на тему: «Экомарксизм и экосоциализм». «К. Маркс утвердил экологический взгляд на вопрос о социально-экономических преобразованиях. Марксистские концепции «универсального метаболизма природы» и «социального метаболизма» оказались весьма ценными для моделирования сложной связи между социально-производительными системами и крупными экологическими системами. В конце ХХ – начале XXI века на Западе широкое распространение получили идеи экомарксизма и экосоциализма. Также растет интерес к экологическому марксизму в современном Китае. Экомарксизм можно рассматривать как мировоззренческую основу для формирования экологического сознания и социалистической экоцивилизации», - отметила докладчик.

С докладом на тему: «Марксизм и китайская традиционная культура» выступил к.ф.н., доцент Ш.Ш. Цыбанов. «Коммунистические, марксистские идеи определяют общую мировоззренческую систему современного Китая.  – сказал он. – Современное китайское общество опирается также на духовно-этические принципы традиционной китайской культуры».

Доклад на тему: «Философия устойчивого развития: энергетический императив С.А. Подолинского» представил профессор В.В. Мантатов. «Российский революционер С.А. Подолинский был искренним почитателем «Капитала» Маркса, - сказал он. – Творчески осмыслив второе начало термодинамики (закон энтропии), он пытался поставить политэкономию Маркса на современную естественнонаучную основу. Подолинский обосновал необходимость соединения политэкономии с физикой, подобно тому как позже другой русский гений В.И. Ленин обосновал идею союза философии с естествознанием на основе анализа новейшей революции в физике. Подолинский доказал, что человечество может обеспечить поток отрицательной энтропии, достаточный для устойчивого развития общества. Но для этого политэкономия должна соединиться с физикой. Он также обосновал энергетический императив устойчивого развития человечества. Необходимо соединить, связать экологический марксизм с энергетической концепцией устойчивого развития Подолинского в целях создания философской теории устойчивого развития.

Анализу фундаментальной работы Дж. Фостера «Экология Маркса» посвятил свой доклад ассистент кафедры ЮНЕСКО по экоэтике В.А. Тутубалин. Далее он отметил разнообразие течений марксизма, их внутреннее взаимодействие, противоречивое и вместе с тем конвергентное развитие в рамках современного общефилософского дискурса и, в частности, близость теоретических положений культурно-исторических, гуманистических и постструктуралистских версий марксизма новейшим радикально-конструктивистским концепциям в их специфическом пересечении с разными версиями эволюционной эпистемологии и универсального эволюционизма.  

На семинаре были заслушаны были заслушаны реферативные доклады аспирантов ВСГУТУ А. Ардоновой, И. Будажаповой, А. Бурхановой, А. Мерзлякова, И. Позднякова, посвященные анализу основных направлений экологического марксизма и экосоциализма на Западе (Дж. Фостер, Г. Йонас, Дж. Ковел, М. Леви, П. Бёркетт и др.).