Размер шрифта
Цветовая схема
Изображения
Обычная версия сайта

Молодой ученый 一 о математике, преподавании и бизнесе

Наука
Пресс-служба 30-01-2024 1128
Продолжаем серию публикаций «Портрет молодого учёного». В этом материале мы расскажем историю Алдара Кимовича Хамханова.

Сложные математические уравнения для меня всегда оставались загадкой, хоть и решаемой, если приложить должные усилия. Но где именно они применяются и как могут помочь в будущем? Об этом хоть раз задумывался каждый человек. О том, как математика создает инструменты для других наук, помогает открыть бизнес и найти себя, рассказал преподаватель кафедры математики им. Ц. Б. Шойнжурова ВСГУТУ аспирант Алдар Хамханов.

Вещи под другим углом, изображение №1

Обучение - всегда опция

Молодой ученый вырос в семье, где знания только приумножают. Родители работают преподавателями в вузе, так что любовь к знаниям проявилась сама собой.

— Наука всегда была мне интересна. Только на первый взгляд кажется, что у нас уже все открыто и познано. На самом деле осталось много задач, которые только предстоит решить. На данный момент я работаю преподавателем и одновременно являюсь аспирантом. И несмотря на то, что в математике уже около десяти лет, она только сейчас начала мне открываться, - рассказывает Алдар Хамханов.

В 2019 году Алдар окончил Томский государственный университет по специальности «Математика и компьютерные науки». После работал программистом на авиационном заводе.

— Многие студенты относятся к процессу обучения как к чему-то обязательному, но на самом деле это всегда опция. Вы можете повышать свой уровень знаний, а можете получить базовые компетенции и спокойно существовать с ними. Главное не относиться к тому, чем вы занимаетесь, с точки зрения обязательства, – отмечает молодой человек.

Бизнес и наука

Не так давно бизнес-проект молодых учёных ВСГУТУ стал одним из победителей конкурса «Студенческий стартап» в рамках федерального проекта
«Платформа университетского технологического предпринимательства». Алдар Хамханов в составе университетской команды со студентами кафедры «Стандартизация, метрология и управление качеством» работает над автоматизацией метрологических расчетов.

- Наш стартап связан с разработкой программы, которая рассчитает неопределенность измерения при калибровке метрологических приборов. На данный момент подобные расчеты проводятся вручную, так как вследствие санкций с российского рынка со своими продуктами ушли иностранные компании, а российские аналоги не предоставляют возможности автоматического расчёта данной характеристики выявлением источников неопределенности при калибровке конкретных средств измерений и их оценивания. Мы учитываем законы распределения вероятности каждой входной величины и стандартную неопределенность от каждого источника, а после определяем суммарную. Выводим средний показатель. Калибровке подлежат многие приборы: штангенциркули, микрометры, угломеры, тонометры, вольтметры и прочее, - поясняет ученый.

Инженеры-метрологи Бурятии уже оценили идею бизнес проекта и отметили, что продукт полезен, поскольку позволяет автоматизировать калибровочные работы. Это экономит время на выполнение расчётов, а также снижает погрешность.

- Изначально работа велась больше с научной точки зрения, все это было совсем не для заработка. К нам обратились с проблемой, мы ее решили. Затем решили поучаствовать в конкурсе «Умник», который направлен на поддержание научно-технических идей и решений, способных перерасти в устойчивый бизнес. Прошли в финал, призового места не заняли. Но осознали, что созданный нами продукт достаточно востребован. Уже позже доработали всю документацию и подались на «Студенческий стартап». Сейчас успешно занимаемся реализацией своего проекта, - рассказывает Алдар Хамханов.

Сейчас молодой учёный занимается исследованиями в области прикладной математики.

- Могу сказать, что те модели и алгоритмы, что она предлагает, могут решать как актуальные проблемы, так и стать востребованы через 50 или 100 лет, - отмечает Алдар.

Как пояснил исследователь, наука чисел часто дает инструменты и решения для других областей: от финансов и экономики до техники и медицины.

Примером может стать работа над созданием виброзащиты.

Крутящиеся и движущиеся элементы ломаются чаще чем те, которые остаются неподвижны. Это происходит в том числе из-за вибрации. Задача в том, чтобы минимизировать негативное влияние. Для этого используются в том числе математические модели. Мы рассчитываем, как оптимизировать работу, а дальше трудятся физики или инженерв, - делится аспирант.

Вещи под другим углом, изображение №2

Старался и не понял

В науке нет предела, считает Алдар Хамханов. До сих пор появляются новые области, в которых математика необходима.

— Сейчас активно развиваются нейронные сети, в которых используется линейная алгебра. То есть все это твор-чество, по сути, набор букв и цифр, просто упорядоченный. Математика ищет взаимосвязи и закономерности, а потом применяет на практике, — размышляет ученый.

Обучаясь сам, Алдар успевает обучать и других. Уже два года он преподает студентам высшую математику, алгебру и геометрию.

- Начинаешь смотреть на многие вещи под другим углом. Раньше казалось странным, что в университете до сих пор вызывают к доске, как в школе. А сейчас я сам осознаю, что лучше понимаю тему, когда провожу одну и ту же пару нескольким группам. Парадоксально, но, чтобы усвоить материал, его нужно объяснить кому-то, - рассказывает аспирант.

Преподавать Алдар Хамханов начал без особых ожиданий.

— Все оказалось довольно просто. К тому же я не строгий преподаватель. По сравнению с теми, которые вели у меня, не особо требовательный, даже лояльный, - улыбаясь, отмечает математик. — Могу поставить человеку четыре за старание, даже если понимаю, что, наверное, он должен был знать чуть больше.

Алдар даже отметил, что пропускать его пары не зазорно.

— Все же студенты взрослые люди, у них могут быть дела. И в целом не важно, ходишь ты или нет. Можно учить самостоятельно дома, спросить у одногруппника, прочитать в интернете. Но когда приходишь на экзамен, ты должен рассказать попавшийся тебе вопрос с полным пониманием. Однако по себе знаю, что некоторые вещи очень сложны. Я много раз не сдавал предметы только потому, что пропускал. Никогда не было такого, что я ходил, старался и не понял,– заключил Алдар Хамханов.

И все же, как любому аспиранту, Алдару мало 24 часов в сутках, чтобы успеть реализовать все свои задумки. Но, как говорит математик, упорство всегда побеждает и превозмогает, а любое дело станет интересным, если относишься к нему с душой.

Ольга Назимова, «Информ Полис»