Рабочая программа и аннотация
(2022 г.)
- СРЯ Жур 2022.pdf - для просмотра файла необходимо авторизоваться
Методические рекомендации -
МУ_СРЯ__переделка.pdf
1. Цели и задачи изучения дисциплины (практики) Цель данного курса - обеспечить повышение уровня языковой и коммуникативной компетенции будущих специалистов, способствовать формированию языковой личности, владеющей системой норм современного русского литературного языка и умеющей пользоваться всем богатством имеющихся в языке средств в разных сферах и ситуациях общения с использованием цифровых технологий. К задачам изучения дисциплины следует отнести следующие: углубление знаний о системе и структуре русского языка и его стилистическом расслоении; знакомство с основными законами построения эффективной речевой коммуникации; развитие орфографической и пунктуационной грамотности; освоение основным принципов делового общения в устной и письменной формах; в конечном счете – формирование коммуникативной компетентной личности, способной адекватно выстраивать общение в профессионально значимых ситуациях с использованием цифровых технологий. 2. Краткая характеристика учебной дисциплины (практики) Развитие России как демократического, правового государства с рыночной экономикой предъявляет повышенные требования к речевой культуре ее граждан, понимаемой широко, как способность к такому выбору и такой организации языковых средств в процессе речевой деятельности, «которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач» (Культура русской речи. Учебник для вузов. Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА. М., 1998, с.16). Соответственно основное назначение дисциплины «Культура речи» в высших учебных заведениях состоит в воспитании такой языковой личности, которая, владея собственно языковыми, коммуникативными и этическими нормами, в состоянии эффективно пользоваться русским языком в актуальных ситуациях речевого общения, прежде всего - профессионального. Поскольку студенты первых курсов вузов, как правило, еще не обладают такой совокупностью знаний, умений и навыков в области русского языка, которая позволяла бы им полноценно овладевать речевой культурой без систематического повторения и углубления лингвистических основ предмета, постольку программа дисциплины «Русский язык и культура речи» предусматривает такую культурно-речевую подготовку студентов, которая осуществляется параллельно и в тесном взаимодействии с повторением, углублением и систематизацией сведений обо всех уровнях и единицах языка – с упором на их функциональную специфику (употребление в речи). 3. Место дисциплины (практики) в структуре образовательной программы Дисциплина (практика) входит в обязательную часть "Блок 1" образовательной программы бакалавриата, реализуется на 1-м году обучения с трудоемкостью освоения - 4.0 Зет. 4. Взаимосвязь дисциплины (практики) с предшествующими и последующими дисциплинами учебного плана подготовки В части освоения структурно-системных свойств языка и его функционирования, а также в области языковой нормы необходимы знания общефилософского характера. Знакомство с такими понятиями, как «культура речи» и «культура общения», освоение основных разделов риторики требуют от студентов знания логики (раздел: риторическая аргументация), культурологии (разделы: этика и этикет в общении, национальные особенности общения, русский риторический идеал), основ психологии (разделы: барьеры и конфликты в общении) и т.д. 5. Ожидаемые результаты освоения дисциплины (практики) В результате освоения дисциплины (практики), у обучающихся должны быть сформированы следующие компетенции: УК 4 - Коммуникация: способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном (ых) языке(ах)ИД – 1 ук – 4. Знает принципы построения устного и письменного высказывания на русском и иностранном языках;Знает правила и закономерности деловой устной и письменной коммуникации.ИД – 2 ук – 4. Умеет применять на практике деловую коммуникацию в устной и письменной формах, методы и навыки делового общения на русском и иностранном языках.ИД – 3 ук – 4. Владеет методикой составления суждения в межличностном деловом общении на русском и иностранном языках, с применением адекватных языковых форм и средств.