Рабочая программа и аннотация
(2022 г.)
- тпрс 22.pdf - для просмотра файла необходимо авторизоваться
Методические рекомендации -
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 МР.pdf
1. Цели и задачи изучения дисциплины Основной целью курса является формирование целостного естественнонаучного мировоззрения, закрепление системного подхода при изучении законов химических и физических явлений. Знания, полученные при изучении физической и коллоидной химии, составляют теоретическую базу для последующего изучения общенаучных и специальных дисциплин, для их профессиональной подготовки. При изучении физической и коллоидной химии закрепляются общепредметные умения и практические навыки рационального выбора решения конкретных задач. Основная задача курса состоит в том, чтобы сформировать способности: - применять законы термодинамики для определения тепловых эффектов различных процессов, прогнозирования направления и возможность осуществления процесса; - анализировать влияние различных факторов на равновесие в химических реакциях; - рассчитывать и строить фазовые диаграммы двух - трехкомпонентных систем и определять составы сосуществующих фаз в гетерогенных системах; - определять степень и константу диссоциации растворов слабых электролитов; - анализировать кинетические зависимости химических и физико-химических процессов. - применять основные соотношения термодинамики поверхностных явлений для проведения расчетов; - определять критическую концентрацию мицеллообразования (ККМ) в растворах ПАВ; - определять и оценивать агрегативную устойчивость дисперсных систем; - рассчитать и экспериментально определять размеры частиц дисперсных систем, порог коагуляции; - улучшать структурно-механические и агрегативные свойства дисперсных систем; - определять константы скорости набухания ВМС. 2. Краткая характеристика учебной дисциплины Физическая и коллоидная химия играет ведущую роль в формировании научного мировоззрения обучающегося, поскольку с самых общих позиций позволяет оценить течение различных процессов при производстве продуктов питания. В соответствии с рабочим учебным планом дисциплина изучается на 2-м году обучения. Общая трудоемкость освоения составляет 4 ЗЕТ. Содержание дисциплины состоит из четырех разделов: Раздел 1. Химическая термодинамика. Растворы. Фазовые равновесия: первое и второе начало термодинамики, термодинамические потенциалы; химическое и фазовые равновесия, растворы, термодинамика растворов. Раздел 2. Электрохимия. Химическая кинетика. Катализ: электрическая проводимость растворов электролитов, термодинамика электрохимических процессов; основы формальной кинетики, зависимость скорости реакции от температуры, катализ, гомогенный и гетерогенный катализ. Раздел 3. Поверхностные явления и дисперсные системы. Адсорбция: основные понятия коллоидной химии дисперсных систем, основные свойства поверхностей раздела фаз, термодинамика поверхностных явлений, адсорбционные слои и их влияние на свойства дисперсных систем. Раздел 4. Устойчивость дисперсных систем. Коагуляция. Основные свойства дисперсных систем: агрегативная и седиментационная устойчивость дисперсных систем, стабилизация, коагуляция лиофобных систем; молекулярно-кинетические, оптические, электрические, структурно-механические свойства дисперсных систем, лиофильные дисперсные системы. 3. Место дисциплины в структуре образовательной программы Дисциплина (практика) входит в обязательную часть "Блок 1" образовательной программы бакалавриата, реализуется на 2-м году обучения с трудоемкостью освоения - 4.0 Зет. 4. Взаимосвязь дисциплины с предшествующими и последующими дисциплинами учебного плана подготовки Для формирования общекультурных и профессиональных компетенций необходимы базовые компетенции, сформированные при изучении следующих учебных дисциплин учебного плана: физика, неорганическая химия, органическая химия, аналитическая химия, математика. Компетенции, сформулированные в результате освоения содержания дисциплины «Физическая и коллоидная химия», необходимы для освоения прикладных дисциплин, а также для выполнения курсовых работ, выпускной квалификационной работы по направлению подготовки «19.03.02 Продукты питания из растительного сырья" 5. Ожидаемые результаты освоения дисциплины В результате освоения дисциплины, у обучающихся должны быть сформированы следующие компетенции: ОПК 2 - Способен применять основные законы и методы исследований естественных наук для решения задач профессиональной деятельности. ИД-1 опк 2 Осуществляет расчеты, анализирует полученные результаты и составляет заключение по проведенным анализам, испытаниям и исследованиям ИД-2 опк 2 Систематизирует результаты научных исследований. ИД-3 опк 2 Применяет методы математического анализа при описании и решении задач в профессиональной деятельности. ИД-4 опк 2 Использует знания математического моделирования при решении задач в профессиональной деятельности. ИД-5 опк 2 Использует знания в области микробиологии для ведения и совершенствования технологического процесса и обеспечения безопасности продукции. ИД-6 опк 2 Применяет знания химии при проведении исследований и решении профессиональных задач. УК 1 - Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач. ИД-1 ук 1 Знает методики поиска, сбора и обработки информации; методы системного подхода для решения профессиональных задач. ИД-2 ук 1 Умеет анализировать и систематизировать разнородные данные, оценивать эффективность процедур анализа проблем и принятия решений в профессиональной деятельности. ИД-3 ук 1 Владеет навыками научного поиска и практической работы с информационными источниками; методами принятия решений.