Размер шрифта
Цветовая схема
Изображения
Обычная версия сайта

Психологическая устойчивость в чрезвычайных ситуациях

УМКД дисциплины

Рабочая программа и аннотация - Псих. уст.ЧС пож.без. 19.pdf - для просмотра файла необходимо авторизоваться

Методические рекомендации - МЕт. псих. уст. (1).pdf

Аннотация

1. Цели и задачи изучения дисциплины Целью данного курса является формирование устойчивого знания студентами основ психологической устойчивости в ЧС, системы ее межпредметных связей, что позволяет корректно использовать психологические факторы в профессиональной практике. Изучение психологической устойчивости в ЧС повышает стандарт образования, совершенствует профессиональное мастерство и определяет системность и действенность образовательного подхода. В рамках курса «Психологической устойчивости в ЧС» выделяется ряд задач, отражающих необходимость: - знать психологические характеристики профессиональных действий спасателя, психологические факторы, влияющие на личность и деятельность в ЧС; - знать специфику влияния ЧС на функционирование психики человека, психологическое воздействие ЧС на население, факторы, определяющие психологическую устойчивость спасателя в ЧС, при ведении работ в условиях риска для жизни; методику и приемы управления собственным состоянием; технику проведения аутогенной тренировки, дыхательные и физические упражнения; способы оказания психологической помощи населению, пострадавшему в ЧС; - уметь определить уровень своей психологической подготовленности к выполнению работ в ЧС, разбираться в психологических аспектах своей деятельности, выдерживать и преодолевать психологические трудности; применять полученные профессионально-психологические знания, навыки на практике, оказывать первую психологическую помощь пострадавшим и контролировать свои психические состояния - уметь организовать и проводить со спасателями реабилитационные мероприятия по определению уровней физической работоспособности и мощности, индивидуально допустимых физических нагрузок; - применять активные методы отдыха; в совершенстве владеть упражнениями для проведения аутогенной тренировки; формировать навыки быстрого восстановления работоспособности, снятия усталости, боли; выполнять работу спасателя в условиях личного риска; осознавать степень риска; проводить мероприятия по психологической коррекции с населением, пострадавшим в ЧС. - методику принятия решения при изменении ситуации, методику определения психического состояния спасателя; методику обучения упражнениям по саморегуляции и выхода из стрессового состояния других спасателей, определять у спасателей уровни физической работоспособности и мощности; психологические приемы и методы работы с большими группами людей, охваченными паникой, психозом, при ликвидации последствий ЧС; приемы педагогического и психологического воздействия на личность; психологические особенности поведения больших групп людей; не менее двух методов психокоррекционной работы с пострадавшими; - уметь оказывать психологическое воздействие на пострадавшего; предотвращать панические настроения и брать на себя роль лидера; выполнять физическую работу различной степени тяжести, в любых ЧС и при различных эмоциональных нагрузках, выбирать оптимальные способы, условия организации труда; быстро восстанавливаться; выполнять поисково-спасательные работы в любых ЧС; в совершенстве владеть навыками организации и проведения реабилитационных мероприятий. 2. Краткая характеристика учебной дисциплины исциплина нацелена на подготовку бакалавров к эффективному использованию резервов собственного организма в ходе проведения спасательных работ, психологической устойчивости личности и способов ее формирования. В рамках изучаемого курса бакалаврам предлагается материал, посвященный следующим проблемам: анализ психологических особенностей и потребностей личности в ЧС; социально-психологические особенности и процессы, характеризующие коллектив и группу; анализ и регулирование отношений в ЧС в контексте: руководитель и коллектив; управление производственными конфликтами и стрессами. Предлагаемый курс дает возможность бакалаврам, опираясь на теоретические знания, выработать необходимые практические навыки и умения эффективного поведения в организации, освоения оптимальных способов руководства людьми и процессами в коллективе, а также призван помочь в формировании системного подхода к решению возникающих задач в ЧС. Для достижения этой цели необходимо решить следующие практические задачи: - изучить базовые понятия психологической теории и практики, - изучить методы социальной психологии профессионального общения; - усвоить характеристики психологической устойчивости и способы ее формирования. 3. Место дисциплины в структуре образовательной программы Дисциплина входит в вариативную часть "Блок 1" образовательной программы бакалавриата, реализуется на 2-м году обучения с трудоемкостью освоения - 2.0 Зет. 4. Взаимосвязь дисциплины с предшествующими и последующими дисциплинами учебного плана подготовки Предыдущие дисциплины: «Введение в профессиональную деятельность», «Философия», «Психология и педагогика», «Физиология человека», «Социология управления». Последующие дисциплины: «Безопасность жизнедеятельности», «Экология человека», «Пожарная безопасность», «Медицина катастроф». 5. Ожидаемые результаты освоения дисциплины В результате освоения дисциплины, у обучающихся должны быть сформированы следующие компетенции: ОК 5 - владение компетенциями социального взаимодействия: способность использования эмоциональных и волевых особенностей психологии личности, готовность к сотрудничеству, расовой, национальной, религиозной терпимости, умение погашать конфликты, способность к социальной адаптации, коммуникативность, толерантность ОПК 5 - готовность к выполнению профессиональных функций при работе в коллективе ПК 11 - способность организовывать, планировать и реализовывать работу исполнителей по решению практических задач обеспечения безопасности человека и окружающей среды