Размер шрифта
Цветовая схема
Изображения
Обычная версия сайта

Учебная практика: научно-исследовательская работа

УМКД дисциплины

Рабочая программа и аннотация (2022 г.) - НИР 2022.pdf - для просмотра файла необходимо авторизоваться

Методические рекомендации - МР_НИР бак.pdf

Аннотация

1. Цели и задачи изучения дисциплины Научно-исследовательская работа (далее - НИР) является обязательной составляющей образовательной программы подготовки бакалавра и может проводиться на базе научно-исследовательских и образовательных учреждений, научно-исследовательских лабораторий и центров, кафедр университета. Научно-исследовательская работа способствует повышению профессионального мастерства студентов, приобретению профессиональных умений и опыта исследовательской деятельности. НИР позволяет закрепить знания, полученные студентами в процессе обучения, а также развить умения, навыки и овладеть передовыми методами исследования социальной работы. Целью НИР является подготовка обучающихся к научно-исследовательской деятельности в соответствии с профилем избранной программы бакалавриата, накоплению и систематизации материалов для написания научно-исследовательской работы. Задачами НИР являются: 1. Закрепление и совершенствование профессиональных умений и навыков своей будущей профессии в организации и проведении социальной работы с различными категориями населения на предприятиях, в центрах и социальных службах; 2. Формирование умений в области использования современных технологий сбора информации, обработки и интерпретации полученных экспериментальных и эмпирических данных, владение современными методами исследований; 3. Самостоятельное построение стандартных теоретических и социологических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к области профессиональной деятельности, анализ и интерпретация полученных результатов; 4. Формирование и развитие профессиональных качеств, а также способность к самоорганизации и самообразованию необходимых современному социальному работнику; 5. Самостоятельная подготовка информационных обзоров, аналитических отчетов, проведение статистических обследований, опросов, анкетирования и первичная обработка их результатов в области социальной работы; 6. Стимулирование интереса к научно-исследовательской работе и способностью интерпретировать и представлять результаты научной и практической деятельности в формах отчетах, рефератов, публикаций и публичных обсуждений; 7. Уметь выявлять, формулировать, разрешать проблемы в сфере социальной работы на основе проведения прикладных исследований; 8. Выработка умений анализировать материалы и делать из них выводы направленные на обеспечение прав человека в сфере социальной защиты. 9. Участие в разработке проектных решений в области профессиональной деятельности, подготовке предложений и мероприятий по реализации разработанных проектов и программ. 2. Краткая характеристика учебной дисциплины Научно-исследовательская работа (НИР) является обязательным разделом образовательной программы бакалавриата (Блок 2) и направлена на формирование универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций бакалавров в соответствии с требованиями ФГОС ВО 3++. 3. Место дисциплины в структуре образовательной программы Дисциплина (практика) входит в формируемую часть "Блок 2" образовательной программы бакалавриата, реализуется на 3-м году обучения с трудоемкостью освоения - 2.0 Зет. 4. Взаимосвязь дисциплины с предшествующими и последующими дисциплинами учебного плана подготовки Для формирования универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций необходимы базовые компетенции, сформированные при изучении таких дисциплин учебного плана, как: «Теория социальной работы», «Технологии социальной работы», а также при прохождении учебной практики. Универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, сформированные в результате НИР, необходимы для освоения таких дисциплин учебного плана, как «Методы исследования в социальной работе», «Социальное прогнозирование и проектирование», «Социальное обеспечение и обслуживание», а также прохождения производственной, преддипломной практик и подготовки выпускной квалификационной работы. 5. Ожидаемые результаты освоения дисциплины В результате освоения дисциплины, у обучающихся должны быть сформированы следующие компетенции: ОПК 1 - Способен применять со-временные информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности в сфере социальной работы ИОПК-1.1. Применяет современные информационно-коммуникационные технологии для сбора и хранения информации при решении профессиональных задач в сфере социальной работы; ИОПК-1.2. Применяет современные информационно-коммуникационные технологии для обработки информации при решении профессиональных задач в сфере социальной работы; ИОПК-1.3. Применяет современные информационно-коммуникационные технологии для представления информации при решении профессиональных задач в сфере социальной работы; ИОПК-1.4. Применяет современные информационные технологии при взаимодействии с объектами и субъектами профессиональной деятельности с учетом требований информационной безопасности в сфере социальной работы ОПК 2 - Способен описывать социальные явления и процессы на основе анализа и обобщения профессиональной информации, научных теорий, концепций и актуальных подходов ИОПК-2.1. Анализирует и обобщает профессиональную информацию на теоретико-методологическом уровне; ИОПК-2.2. Описывает социальные явления и процессы на основе комплексной информации ОПК 3 - Способен составлять и оформлять отчеты по результатам профессиональной деятельности в сфере социальной работы ИОПК-3.1 Систематизирует результаты профессиональной деятельности в сфере социальной работы в форме отчетов; ИОПК-3.2. Представляет результаты научной и практической деятельности в форме публичных выступлений и/или публикаций. ОПК 4 - Способен к использованию, контролю и оценке методов и приемов осуществления профессиональной деятельности в сфере социальной работы ИОПК-4.1. Применяет основные методы и приемы профессиональной деятельности в сфере социальной работы; ИОПК-4.2. Оценивает эффективность приме-нения конкретных методов и приемов профессиональной деятельности в сфере социальной работы; ИОПК-4.3. Применяет методы контроля в профессиональной деятельности в сфере социальной работы. ПК 1 - Способен к организации социального обслуживания и социальной поддержки граждан с учетом их индивидуальной потребности ИПК-1.1. Применяет методы диагностики причин, ухудшающих условия жизнедеятельности граждан. ИПК-1.2. Определяет технологии, формы и методы работы при предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, а так же профилактике обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании. ПК 2 - Способен к выявлению семейного неблагополучия в разных типах семей и семьях с детьми, оценивание рисков, определение причин социального неблагополучия в семье с детьми, фактов внутрисемейного насилия ИПК-2.1. Применяет современные технологии социальной работы, направленные на обеспечение прав семьи в сфере социальной защиты и профилактику обстоятельств, обусловливающих неблагополучие семьи. ИПК-2.2. Взаимодействует с другими специалистами, учреждениями, организациями и сообществами в процессе выявления неблагополучия в семье и реализации мер социальной поддержки. УК 1 - Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач ИД-1 ук – 1. Знает методики поиска, сбора и обработки информации с применением и цифровых технологий; методы системного подхода для решения профессиональных задач. ИД – 2 ук – 1. Умеет анализировать и систематизировать разнородные данные, оценивать эффективность процедур анализа проблем и принятия решений в профессиональной деятельности. ИД – 3 ук – 1. Владеет навыками научного поиска и практической работы с информационными источниками; методами принятия решений. УК 2 - Способен определять круг задач в рамках постав-ленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений ИД-1 ук-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели, исходя из дей-ствующих правовых норм, имеющихся ресур-сов и ограничений; ИД-2 ук-2 Способен выбирать оптимальные способы решения задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений. УК 3 - Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде ИД – 1 ук – 3. Знает типологию и факторы формирования команд, способы социального взаимодействия. ИД – 2 ук – 3. Умеет действовать в духе сотрудничества; принимать решения с соблюдением этических принципов их реализации; проявлять уважение к мнению и культуре других; определять цели и рабо-тать в направлении личностного, образовательного и профессионального роста. ИД – 3 ук – 3. Владеет навыками распределения ролей в условиях командного взаимодействия; метода-ми оценки своих действий, планирования и управ-ления временем УК 4 - Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном (ых) языке(ах) ИД – 1 ук – 4. Знает принципы построения устного и письменного высказывания на русском и иностранном языках; Знает правила и закономерности деловой устной и письменной коммуникации. ИД – 2 ук – 4. Умеет применять на практике деловую коммуникацию в устной и письменной формах, методы и навыки делового общения на русском и иностранном языках. ИД – 3 ук – 4. Владеет методикой составления суждения в межличностном деловом общении на русском и иностранном языках, с применением адекватных языковых форм и средств УК 5 - Способен воспринимать меж-культурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах ИД – 1 ук – 5. Знает основные категории философии, законы исторического развития, основы межкультурной коммуникации. ИД – 2 ук – 5. Умеет вести коммуникацию в мире культурного многообразия и демонстрировать взаимопонимание между обучающимися – представителями различных культур с соблюдением этических и межкультурных норм. ИД – 3 ук – 5. Владеет практическими навыками анализа философских и исторических фактов, оценки явлений культуры; способами анализа и пере-смотра своих взглядов в случае разногласий и конфликтов в межкультурной коммуникации. УК 6 - Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию само-развития на основе принципов образования в течение всей жизни ИД – 1 ук – 6. Знает основные принципы самовоспитания и самообразования, исходя из требований рынка труда. ИД – 2 ук – 6. Умеет демонстрировать умение самУ-Контроля и рефлексии, позволяющие самостоятельно корректировать обучения по выбранной траектории. ИД – 3 ук - 6. Владеет способами управления своей познавательной деятельностью и удовлетворения образовательных интересов и потребностей. УК 7 - Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности ИД – 1 ук - 7. Знает виды физических упражнений; научно-практические основы физической культуры и здорового образа и стиля жизни. ИД – 2 ук – 7. Умеет применять на практике разно-образные средства физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к буду-щей жизни и профессиональной деятельности; использовать творческие средства и методы физического воспитания для профессионально-личностного развития, физического самосовершенствования, формирования здорового образа и стиля жизни. ИД – 3 ук - 7. Владеет средствами и методами укрепления индивидуального здоровья, физического само-совершенствования. УК 8 - Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов ИД – 1 ук – 8. Знает причины, признаки и последствия угрозы и опасностей, способы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов; основы безопасности жизнедеятельности; приемы первой помощи пострадавшим. ИД – 2 ук – 8. Умеет идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их возникновения; пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты; применять приемы первой помощи пострадавшим; выполнять установленные правила поведения при угрозе опасности. ИД – 3 ук – 8. Владеет методами прогнозирования угрозу и возникновение чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов; навыками поддержания без-опасных условий жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества.