Первый 1962-1963 учебный год институт начал с подготовки инженеров по трем специальностям, переведенным из Бурятского сельскохозяйственного института: "Промышленное и гражданское строительство" (дневное, вечернее, заочное обучение), "Технология мясных и молочных продуктов" (дневное, заочное обучение), "Технология кожи и меха" (дневное обучение). Прием студентов тогда составлял: на дневное обучение - 125 человек; на вечернее - 50 человек, на заочное - 100 человек. Общее количество студентов на дневном обучении - 598 человек, на вечернем - 117 человек, на заочном - 50 человек.
Педагогическую работу на 16 кафедрах вели 54 преподавателя. Четверо преподавателей были совместителями. Из общего количества со степенями и званиями было девять человек. Это С.В. Ангапов - доцент, кандидат философских наук, М.Н. Богданов - доцент, кандидат химических наук, Б.Ц. Дондоков - доцент, кандидат исторических наук, Н.А. Михайлов - доцент, кандидат технических наук, Д.Ш. Фролов - доцент, кандидат технических наук; доценты - М.П. Антимонов, Н.В. Голубцов, А.Т. Нехуров, В.Г.Щепотько.
В дальнейшем в институте ежегодно открывались новые специальности. Например, в 1963 году появились "Машины и аппараты пищевых производств", "Машины и аппараты легкой и текстильной промышленности", "Технология молока и молочных продуктов", в 1964 году - "Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты", "Хранение и технология переработки зерна", в 1965 году - "Электроснабжение промышленных предприятий, городов и сельского хозяйства", в 1966 году - "Теплогазоснабжение и вентиляция", "Экономика и организация промышленности продовольственных товаров".
В 1963 году приказом МВ и ССО РСФСР был закрыт учебно-консультационный пункт Иркутского политехнического института в г. Улан-Удэ и его студенты второго и третьего курсов были переведены в ВСТИ.
В 1966 году в связи с открытием в ВСТИ специальности "Экономика и организация промышленности продовольственных товаров" и упразднением специальностей "Хранение и технология переработки зерна" и "Экономики и организации промышленности продовольственных товаров" в Омском сельскохозяйственном институте студенты оттуда были переведены в ВСТИ.
К 1967 году численность студентов значительно увеличилась. Если в 1962/1963 учебном году на дневных факультетах, вечернем и заочном отделениях института обучалось 1409 человека, то через 5 лет в 1967/68 учебном году на всех факультетах института обучалось уже 6811 человек.
По темпам роста числа студентов ВСТИ опережал другие технические вузы (тогда СССР) соответствующих профилей. Это объяснялось более быстрым развитием промышленности в Сибири и на Дальнем Востоке, в частности, таких отраслей как машиностроение, легкая, пищевая промышленность и других. Например, в 1960 году на кожевенных и меховых предприятиях Восточной Сибири работало всего семь технологов с высшим образованием. В 1982 году, через 20 лет после организации ВСТИ, на одном лишь Читинском заводе хромовых кож работало 20 инженеров-технологов - наших выпускников.
До 90-х годов география предприятий кожевенной и пищевой промышленности, где работают выпускники ВСТИ, была весьма обширной: Ленинград, Киев, Минск, Таганрог, Краснодар, Орша, Елец, Фрунзе, Душанбе, Свердловск, Киров и другие города Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока, отдельные города Украины. Многие из наших выпускников работали и работают руководителями и главными специалистами предприятий.
Основные специальности, по которым шла подготовка инженеров, были открыты в первые пять лет. А с 1967 года по 1987-й были открыты специальности " Технология и конструирование изделий из кожи" - 1972 год, "Автомобили и автомобильное хозяйство" - 1980 год, "Бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности" - 1982 год, "Производство строительных изделий и конструкций" - 1986 год, "Электронные вычислительные машины" - 1987год.
Прием студентов в период с 1962 года по 1967-й шел со значительным ростом. Если в 1962 году он составил 125 человек на дневное обучение, 50 - на вечернее, 100 - на заочное, то в 1967 году - соответственно 600, 350, 425 человек.
Зная перспективы развития экономики Сибири, в частности Бурятии, ректор Д.Ш.Фролов постоянно ставил перед Правительством республики и Министерством высшего и среднего специального образования РСФСР вопросы расширения института и открытия в ВСТИ новых специальностей. Потребности в инженерах постоянно росли в республике и регионе. В итоге по разрешению Минвуза РСФСР в течение пяти лет было открыто дополнительно восемь новых специальностей.
Таким образом, ВСТИ в 1962-67 годах развивался очень быстрыми темпами. Контингент студентов по дневной форме обучения увеличился с 590 до 2438 человек. Если в 1962 году по отдельным специальностям не было вечерней и заочной форм обучения, то в 1967 году численность студентов-вечерников достигла 1644 человек, заочников было 1405 человек.
Примерно через 10 лет после организации института наступил период становления и ускоренного масштабного развития Восточно-Сибирского технологического института как крупного в Восточной Сибири учебно-научного комплекса. С возвращением первых целевых аспирантов, направленных в свое время с технологического факультета БурСХИ, кандидатами наук в ВСТИ, была положена одна из первых прочных плит в основание подготовки научно-педагогических кадров, развитие учебного процесса, начало научных исследований. Первыми вернулись в ВСТИ Д.Ц.Цыбикова, К.Б.Мохосоев, М.Н.Халбаев, Л.А.Максанова, Ц.-Д.Б.Шойнжуров, В.Н.Бильтриков, Н.Н.Баторов, Д.Ц.Зодбоев, Н.Ш.Алдарова. Некоторые из них привезли с собой оборудование, безвозмездно подаренное им тем вузом, в котором они начинали свою научную деятельность.
Первые наши кандидаты наук опирались на опыт, передовую технологию обучения в ведущих вузах и внедряли их, приспосабливая к условиям нашего института. В целом, изучение и использование опыта организации учебно-научного процесса других вузов давали хорошие результаты и способствовали повышению качества подготовки инженерных кадров в институте.
Не снижались требования к подготовке научно-педагогических работников и в последующие десять лет (1972-1982гг.). Можно было бы отметить многих заведующих кафедрами и деканов, которые внесли весомый вклад в становление и развитие своих кафедр и факультетов. Вот лишь некоторые фамилии. Это заведующие кафедрами Н.А.Михайлов, В.С.Думнов, М.Ф.Дармаева, А.А.Васильев, И.Г.Неборак, Н.А.Урханов, Н.Ш.Алдарова, Д.Ц.Цыбикова, Л.А.Максанова, М.М.Балданов, Т.Ф.Чиркина, И.С.Хамагаева, Н.Н.Баторов, Г.К.Булытов, Н.В.Баяндуева, Э.В.Демин, Э.А.Шодонов, Г.Н.Егоров, Ц.-Д.Б.Шойнжуров, А.К.Гергесов, А.И.Колосов, А.Н.Петров, Л.Н.Упкунов, А.И.Жидяев, С.А.Мантатова, Ж.Ч.Молонов, С.Хитырхеев, П.П.Буинов, В.К.Дырхеев, А.В.Будаева, В.Д.Манзанова, М.Н.Халбаев, Б.Ш.Шатонов, А.М.Казанцева, Л.Г.Михедова, В.В.Вампилов и многие другие. Это деканы факультетов М.П.Антимонов, Н.В.Грязнов, М.Д.Санжиева, Д.Б.Бардонов, М.Ш.Агалов, Ж.Ч.Молонов, В.Н.Шутуков, Б.А.Данчинов, А.А.Васильев, Д.Ц.Цыбикова, И.В.Брянская, М.М.Егоров, Е.Д.Цыренова, ныне работающие Л.А.Бердников, А.Д.Матуев, Д.Ц.Бальжанов, В.В.Мантатов, П.К.Хардаев, Л.Н.Маншеева, П.Б.Могнонов.
Обязательным условием успешной подготовки кадров было органичное соединение учебного процесса и исследовательской научной работы преподавателей и сотрудников института. С этой целью привлекалась к научной деятельности талантливая молодежь из числа студентов и выпускников. Так, в 1967 году преподавателей с учеными степенями и званиями было всего 43 человека, в 1972 году - 132, в 1977 году - 194, а уже в 1982 году - 259 человек.
В июне 1982 года прошли юбилейные торжества по поводу 20-летия со дня основания института с награждением Министерством высшего и среднего специального образования РСФСР и республиканским комитетом работников просвещения, высшей школы и научных учреждений Почетной грамотой "За достижение наивысших результатов во Всероссийском социалистическом соревновании и успешное выполнение плановых заданий 1982 года". Такой же грамотой коллектив института был награжден и в 1972 году, а в 1980г. - дипломом Минвуза РСФСР и ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений "За успехи в соревновании вузов страны по итогам 1980 года." Коллектив также награжден дипломом Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов "За достижение лучших показателей в изобретательской, рационализаторской и патентно-лицензионной работе".
К 25-летию образования в 1987 году ВСТИ на его кафедрах успешно работали 16 докторов наук и профессоров, 318 кандидатов наук и доцентов. По количеству преподавателей с учеными степенями и званиями среди всех вузов Восточно-Сибирского и Дальне-Восточного регионов наш институт вышел тогда на первое место.
Усилия всего коллектива института, перешагнувшего 25-летний рубеж своего существования, были направлены на улучшение учебного процесса, на тщательную разработку необходимой учебно-методической документации, на создание условий для углубленной самостоятельной работы студентов по освоению будущей специальности.
За 25 лет существования институт подготовил 21508 инженеров, в том числе 14894 по дневному обучению, вечернему - 3964, заочному - 2649 человек. 761 выпускник института закончил с отличием. Инженерный корпус республики тогда вырос примерно на 12 тыс. человек. Наибольшее количество инженеров подготовлено по специальностям "Технология машиностроения", "Электроснабжение", "Строительство", "Экономика и организация пищевых производств", которые в основном оставались работать в республике. Уже в то время практически невозможно было назвать в республике предприятия машиностроения, пищевой, легкой и местной промышленности, строительства, энергетики, автотранспорта, агропромышленного комплекса, где бы не работали наши выпускники. Многие из них стали руководителями и ответственными работниками в партийных, советских, хозяйственных и профсоюзных органах не только в республике, но и за ее пределами.
В 1992 году ВСТИ исполнилось 30 лет. Он превратился за это время в один из крупных технических вузов на востоке страны. Эту дату коллектив института впервые встретил без первого ректора, профессора Д.Ш.Фролова, который ушел из жизни 1 января 1992 года. Бессменно возглавляя институт со дня его основания, профессор Д.Ш.Фролов сыграл выдающуюся роль в масштабном развитии Восточно-Сибирского технологического института, как научно-образовательного центра Восточной Сибири и превращения его в технический университет.
В 1992 году в ВСТИ функционировало шесть факультетов дневного обучения с 22 специальностями и 45 кафедрами, заочный факультет с 19 специальностями. На дневных факультетах обучалось 3975 человек, на заочном - 2810. Состав студентов в эти и предыдущие годы формировался не только за счет уроженцев Бурятии, но и других регионов Сибири и Дальнего Востока на основе долгосрочных договоров с предприятиями, организациями и государственными органами.
За 30 лет со дня основания 26146 человек получили дипломы ВСТИ. В 1992 году в институте работало 505 преподавателей, из них 15 профессоров и докторов наук. Это В.В.Мантатов, Ц.Б.Шойнжуров, Ю.Б.Рандалов, В.Ж.Цыренов, В.Б.Базаржапов, Т.П.Анцупова, Ю.Ф.Мухопад, Т.Ф.Чиркина, И.С.Хамагаева, Н.И.Атанов, Р.И.Рыков, А.К.Гергесов, В.К.Дырхеев, В.Н.Бильтриков, Д.Ж.Батуев. Кроме них в ВСТИ работали тогда 323 доцента, кандидата наук. Защитили докторские диссертации М.-Б.М.Балданов, С.Д.Жамсаранова.
Идея преобразования ВСТИ в технический университет возникла после государственной аттестации в 1992 году.
К началу перехода в новый статус, в ВСТИ был сформирован устойчивый зрелый и работоспособный научно-педагогический коллектив. Профилирующие кафедры были укомплектованы высококвалифицированными преподавателями. Большая часть из них имела ученые степени и звания докторов наук и профессоров, кандидатов наук и доцентов. Все общенаучные и гуманитарные кафедры возглавлялись докторами наук. В научном секторе трудились около ста научных сотрудников, в том числе восемь человек с учеными степенями. Функционировала аспирантура по 11 специальностям, где обучался 31 аспирант, из них 13 аспирантов-заочников.
В институте действовала программа поэтапного внедрения многоуровневой структуры подготовки специалистов, направленная на реализацию государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и кардинальное усиление фундаментального и гуманитарного компонента образования. В то время многоуровневая структура была введена в институте по двум направлениям высшего профессионального образования: "Технология продуктов питания" и "Строительство". В то же время выпускающие кафедры института активно работали по укреплению прямых связей с предприятиями Сибири и Дальнего Востока. В 1994 году 80 процентов выпускников было распределено в соответствии с заключенными договорами.
Благодаря огромной работе всего коллектива, его профессорско-преподавательского состава, ВСТИ заслуженно добился преобразования в технический университет. Этот статус для технического вуза - свидетельство более глубокой фундаментальной, гуманитарной и социально-экономической составляющих высшего технического образования, полученного в стенах этого вуза.
В 1994 году ВСТИ обрел статус Государственного технологического университета. В этот период тщательно проверявшие институт эксперты секции Евразийской ассоциации университетов отметили, что "…Восточно-Сибирский технологический институт является динамично развивающимся вузом, который сформировался как научный, образовательный и культурный центр обширного района…"
С момента преобразования ВСТИ в университет его дружный коллектив проводил и проводит большую работу по достижению показателей своего университета, соответствующих среднему уровню показателей ведущих технических университетов РФ. Это подтверждается несомненно высокой квалификацией преподавателей. Для полной реализации задач, связанных с преобразованием института в центр образования, науки и культуры Республики Бурятия, была разработана комплексная программа развития Восточно-Сибирского технологического университета до 2000-го года, которая охватывала все сферы его деятельности. Ресурсное обеспечение программы предусматривало расширение научно-производственной и коммерческой деятельности. Комплексная программа развития - это глубоко обоснованная научная разработка, переход к новому статусу, который предполагал существенную перестройку и совершенствование всех сфер его деятельности.
В 1999-2000 году учебный процесс в университете обеспечивали 594 преподавателя, в числе которых 385 человек (64,8 процента) имеют ученые степени и звания. Это 48 (8,5 процента) докторов наук, профессоров. Об уровне достижений вуза в сфере науки и образования свидетельствует тот факт, что среди профессорско-преподавательского состава 31 преподаватель удостоен высоких почетных званий Российской Федерации, а свыше 115 - Республики Бурятия. В общественных академиях, в том числе трех международных, университет представлен 13 действительными членами и десятью членами-корреспондентами. 11 сотрудникам университета присуждены государственные и другие премии.
Сегодня в университете обучается 7000 человек, в том числе 4900 студентов очной формы обучения. Кроме того, в двух филиалах университета - Агинском и Усть-Илимском - обучается около 500 студентов. Более 1000 слушателей обучаются по программам высшего дополнительного образования. План приема за счет федерального бюджета на 1999-2000 учебный год составлял 710 человек на дневное обучение и 280 человек на заочное. Было подано 2103 заявления на дневное и 617 на заочное. Общий конкурс в итоге составил 3,2 человека на одно место. Наибольший конкурс был на специальности экономического, электротехнического и эколого-гуманитарного факультетов. Например, на юриспруденцию - 5,23; на социальную работу и связь с общественностью - четыре, вычислительные машины - четыре. В основном абитуриенты были местные, а также из Усть-Ордынского Бурятского автономного округа Иркутской области, Агинского Бурятского автономного округа Читинской области и Республики Саха.
Новые информационные технологии требуют постоянного повышения квалификации преподавателей университета. Оно организовано по следующим направлениям: основы методики высшей школы, изучение иностранных языков, информационные технологии в образовании. Парк вычислительной техники в университете резко вырос и составляет 600 персональных компьютеров, оснащенных принтерами, графопостроителями, сканерами разного формата и т.д..В 1996 году их насчитывалось 331. Из года в год расширяется внедрение информационных технологий на кафедрах математики, физики, химии, где уже сегодня работает шесть компьютерных классов.
Для обеспечения высокого качества подготовки специалистов и интеграции в международную образовательную систему установлены контакты со многими зарубежными вузами и образовательными центрами, направленные на реализацию совместных образовательных, научно-производственных и культурных проектов.В их числе Цзилинский внешнеэкономический торговый институт, Цзилинский коммерческий институт, Чанчуньский институт русского языка (Китай), Монгольский технический университет, Улан-Баторский институт труда, Институт международных отношений Улан-Баторского государственного института (Монголия), Токийский университет "Обирин" (Япония), Академия русского языка, образования и культуры г.Сеул (Южная Корея) и другие.