Размер шрифта
Цветовая схема
Изображения
Обычная версия сайта

Семинар молодых ученых ВСГУТУ «Русская социально-философская мысль»

Новости кафедр

28 февраля 2024 г. на кафедре «Философия, история и культурология» состоялся философский семинар молодых ученых ВСГУТУ «Русская социально-философская мысль», посвященный столетию памяти В.И. Ленина.

С докладом «Три источника и три вектора ленинизма» выступил Заслуженный деятель науки Российской Федерации,  действительный член (академик) Российской Академии естественных наук, доктор философских наук, профессор В.В. Мантатов. «Ленинизм – это вершина русской социально-философской мысли. Но Ленин сегодня принадлежит всему миру. Его влияние на мир конгениально деяниям основателей мировых религий и мировых империй. Но, в отличие от последних, Ленин принадлежит более будущему, чем прошлому. Где-то к 2050 году Ленин вполне может стать не только «главным национальным героем России» (И. Валлерстайн), но также идейным вдохновителем и светочем всего человечества, всего мира, - доказывал докладчик. -Ленинизм – это всеобщая, универсальная теория развития мира; это глобальный интернациональный проект революционного обновления и преобразования общественно-исторической практики человечества».

В качестве трёх источников ленинизма докладчик выделил: а) марксистскую диалектику революционной практики; б) революционный дух русской литературы и культуры; в) историю мировой философии и науки.

Далее докладчик осветил три вектора (перспективы) ленинизма:

а) национальную перспективу – теорию и практику социализма (коммунизма) с русско-российской спецификой; б) миро-системную перспективу в «новый азиатский век» (Дж. Арриги), согласно которой будущее мира зависит от способности Китая, России и Индии открыть для человечества более справедливый и природосообразный путь общественного развития, чем тот, по которому идет капиталистический Запад; в) ноосферно-космическую перспективу – движение к ноосферному коммунизму и ноосферизацию Вселенной. Эту перспективу – вслед за русским космизмом – Ленин вполне обоснованно связывал с научно-технологическим и социокультурным прогрессом.

С докладом «Ленин и русский космизм» выступил аспирант Цыдендамба Санданов. «Космизм – это квинтэссенция не только ленинизма, но и всей русской мысли, – сказал докладчик. - Космизм представляет собой  философско-эвристическое отношение к «бесконечности материи» (В.И. Ленин), особое прочувствование целостности Вселенной, ощущение неразделенности с бесконечной и несчерпаемой природой (материей)».

Докладчик раскрыл эвристическое значение идеи космизма на примере космической философии К.Э. Циолковского. Космическую философию Циолковский не отделял от практики освоения Космоса. Ленин был первым государственным деятелем, который высоко оценил технический аспект теоретической космонавтики Циолковского. По инициативе В.И. Ленина в 1922 году было создано «Общество изучения межпланетных сообщений». Ленин предложил Советскому правительству обязательно помочь Циолковскому, ибо «он находится на пороге небывалых открытий». В беседе с молодым инженером - изобретателем Ф. Цандером Ленин говорил: «Пройдет тридцать лет, а может и пятьдесят, и советский человек, именно советский, совершит это сказочное космическое путешествие». Как мы знаем, пророчество Ленина свершилось. «Я хотел бы завершить свой доклад – сказал оратор, - словами Циолковского о Ленине. «Ленин начал такое дело, которое со временем охватит всю Землю. Величие Ленина я вижу в том, что он был человеком будущего, для него наука – преобразующая мир сила».

С докладом «П.А. Кропоткин и русский народный коммунизм выступил аспирант Булат Болхонов. «Князь Кропоткин из рода Рюриковичей был первым русским коммунистом – народником, как это ни парадоксально» - этими словами начал свой доклад оратор. По его мнению, заслуга Кропоткина состоит в том, что он дал естественнонаучное (эволюционно-биологическое) обоснование безгосударственного, бесклассового неэксплуататорского общества, которое он назвал «анархистской коммуной». По сути дела, Кропоткин развивал идею отмирания государства и коммунистического самоуправления – идею, которую Ленин с марксистских позиций обосновал в своей работе «Государство и революция». Кропоткин назвал эту работу Ленина «прекрасной книгой о государстве». Ленин с величайшим пиететом относился к Кропоткину как социальному мыслителю и коммунистическому деятелю. «Следует заметить, - сказал докладчик, - что в осмыслении целей социалистической революции и сути коммунизма у Ленина и Кропоткина не было принципиальных расхождений. Они были единодушны в оценке опасности для дела коммунизма, исходящей от неограниченной всепожирающей власти партийных и государственных чиновников, а также в понимании необходимости развертывания сознательного творчества народных масс и всеобщего народного контроля за властью и собственностью. Сегодня очевидно, что свержение олигархического, эксплуататорского строя возможно только в результате массового революционного движения, «строительства снизу» (Кропоткин), охватывающего все слои общества и весь народ. Таков урок и Ленина, и Кропоткина – двух великих коммунистических пророков прошлого века».

Доклад «В.И. Ленин и русский махизм» представил аспирант Михаил Назаров. «В начале ХХ века широкое распространение получила такая форма метафизического позитивизма, как русский махизм - сказал докладчик. - По мнению русских махистов Богданова, Бермана и др., современная физика в лице Маха опровергла материализм: материя исчезла - остались комплексы ощущений и математические уравнения».

Ленин был абсолютно прав, считает докладчик, когда он говорил, что необходимо проводить четкую грань между философски некорректными высказываниями физика Маха и тем реальным фактом, неясно выраженным в словах известного физика. А этим фактом является новейшая революция в физики в конце XIX - начале XX веков, которая опровергла классические представления о физической реальности. Исчезла не материя, говорит Ленин, а исчез тот предел познания материи которого достигла классическая физика. Такова диалектика познания материи.

 «Ленин в начале ХХ века был единственным философом науки, кто понял значение диалектики как логики и теории познания и обосновал необходимость творческого союза естественных наук и диалектико-материалистической философии» , - заключил докладчик.

Доклад «Классическая русская литература как зеркало русской революции» представил аспирант Виктор Тонких. «Владимир Ильич Ленин - великий революционер и политический гений, открывший новую формационно-цивилизационную перспективу для русского народа, для исторической России, - утверждает докладчик. - Одним из духовных истоков этой революционной перспективы является классическая русская литература. Через русскую литературу В.И. Ленин впитывал революционный дух и революционную энергию народных масс. Стремление смести до основания эксплуататорский строй, репрессивный царизм и казённую церковь, помещиков и капиталистов – вот что характеризует основной императив классической русской литературы, которую можно назвать «зеркалом русской революции» (В.И. Ленин).

С докладом «Маяковский о Ленине» выступил аспирант Александр Зяблов. «Поэма Маяковского «Владимир Ильич Ленин» является лучшим образцом художественного образа подлинного величия Ленина», - отметил докладчик.  - Маяковский хотел, чтобы его голос «правду разрезал, как режут ножом хлеб». Он стремился к правдивому изображению живого Ленина - человека и вождя, а не святого и не мумии. «Неужели про Ленина то же: Вождь милостью Божьей?». Такое сочетание слов вызывает у поэта ярость. Маяковский подчёркивает то, что сближает народного вождя с простым человеком: «Он, как вы и я совсем такой же…», «И ему и нам одно и то же дорого». Одновременно Маяковский обращает внимание на необыкновенность вождя, на его мудрость и умение видеть то, что временем сокрыто. В стихотворении «Разговор с товарищем Лениным» Маяковский пишет: «В складках лба зажата человечья, в огромный лоб огромная мысль». В этом стихотворении Маяковский общается с Лениным как с живым и просит совета. «Двое в комнате. Я и Ленин». «Я думаю, - сказал в заключение докладчик, - каждый мыслящий человек должен открывать для себя Ленина снова и самостоятельно, думать наедине с ним, как Маяковский».