Размер шрифта
Цветовая схема
Изображения
Обычная версия сайта

О кафедре



История кафедры “Механика и основы конструирования”  начинается с истории кафедры "Детали машин, теория машин и механизмов", образованнной в 1970 году. В октябре 2012 года кафедра "Детали машин и ТММ" была объединена  с кафедрой «Теоретическая механика» и получила новое наименование "Механика и основы конструирования".

Кафедра обеспечивает общеинженерную и конструкторскую подготовку студентов механических и большинства технологических направлений подготовки и специальностей университета.

Кафедра "Детали машин, теория машин и механизмов" была создана приказом Министра высшего и среднего специального образования №138 от 12 марта 1970 года и выделена из состава кафедры "Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты".

Организатором и первым заведующим кафедры был к.т.н. Жидяев Анатолий Иванович. Под руководством Жидяева А.И. был создана учебно-лабораторная база кафедры, оснащенная всем необходимым типовым оборудованием, большое количество макетов и моделей было разработано и изготовлено силами преподавателей и студентов, значительное внимание уделялось подготовке кадров в ведущих научных и учебных центрах СССР, России. Под руководством Жидяева А.И. велась большая научная работа по исследованию и промышленному применению волновых зубчатых передач, был разработан и изготовлен совместно с заводом "Электромашина" опытный образец автомобильного крана КС-3561Б с унифицированными волновыми передачами грузоподъемностью 10 тонн, который получил бронзовую медаль ВДНХ СССР.

С сентября 1979 года по 1982 год кафедрой руководил к.т.н. Жаргалов Т.С., с 1982 года по 1984 года - к.т.н. Могзоев А.М., с 1984 года по 1987 год - к.т.н. Дабаин Б.Н., с 1987 года по 1992 год - к.т.н. Жаргалов Т.С., с февраля 1992 года по июнь 2007 года к.т.н. Балбаров В.С., с июля 2007 года по сентябрь 2012 года к.т.н. Битуев И.К.

C 1995 года научная деятельность кафедры велась в рамках инициативных НИР по теме "Разработка и применение методов и средств автоматизированного проектирования механизмов", по теме "Разработка теоретических основ, методов и средств проектирования шагающих машин и роботов". Совместно с Институтом машиноведения РАН создана автоматизированная система проектирования механизмов, для экспериментальной апробации разработанных принципов построения шагающих движителей на основе регулируемых рычажных механизмов спроектирован и изготовлен полунатурный макет восьминогой шагающей машины.

С 2000 года кафедра отвечала за организацию и проведение под эгидой Российской академии наук и Министерства образования и науки Российской Федерации международных конференций «Проблемы механики современных машин», проходящих с периодичностью один раз в три года. На высоком организационном и научном уровне проведены 7 конференций,  которые внесли значительный вклад в консолидацию и активизацию исследований в области механики машин в России и в регионе.

Кафедра «Теоретическая механика» была образована в сентябре 1978 года в результате разделения кафедры «Сопротивление материалов  и теоретическая механика».

С момента образования кафедры первым заведующим кафедрой был к.т.н., доцент О.А. Морозов, с ноября 1980 года кафедрой заведовал к.т.н., доцент А.И. Артюнин, ставший за этот период доктором технических наук, профессором, с 1988 года заведующим кафедрой являлся к.т.н., доцент Трифонов В.Е., с апреля 1994 года по сентябрь 2012 года к.т.н., доцент Г.Г. Алхунсаев.

Основным направлением научно-исследовательских работ кафедры было исследование динамики роторных систем, автоматической балансировки машин с рабочими органами роторного типа, изучение их виброакустических параметров.  Вторым направлением научных исследований кафедры была разработка математических моделей и исследование процессов движения сыпучих материалов, описываемых системами нелинейных дифференциальных уравнений. Значительное внимание уделялось научно-методическим исследованиям по проблемам педагогики высшей школы в рамках научно-методической темы «Методическое обеспечение инновационного обучения».