Размер шрифта
Цветовая схема
Изображения
Обычная версия сайта

Опрос преподавателей вузов России о работе в удаленном режиме

Мероприятия
Результаты анализа данных опроса преподавателей вузов России о работе в удаленном режиме в период вынужденного перехода на дистанционное обучение в марте–июне 2020 года.

Основные выводы по результатам анализа данных опроса преподавателей вузов России о работе в удаленном режиме в период вынужденного перехода на дистанционное обучение в марте–июне 2020 года:

        1. Переход на дистанционный формат работы высшей школы России был осуществлен оперативно, и в большинстве вузов занял одну неделю. Процесс перехода сопровождался разработкой и принятием регламентирующих документов для работы в дистанционном формате и предложением ряда мер по методической поддержке сотрудников. Фактически администрация вузов постаралась максимально помочь и вовлечь свой профессорско-преподавательский состав в новый для него формат работы. С учетом отсутствия такого опыта у большинства образовательных организаций, проделанная работа представляется продуктивной и адекватной сложившейся ситуации.

        2. О наличии в вузе собственной системы управления обучением (LMS) заявила половина опрошенных. Однако о том, что это реально работающая и постоянно используемая в обучении и работе со студентами система, заявило значительно меньшее число опрошенных. То есть, проблема разработки, внедрения и активного использования LMS-платформ вузов находится на начальном этапе и нуждается в дополнительном стимулировании перехода на нее всех субъектов образовательного процесса. Можно отметить, что в тех вузах, где использование LMS-платформы было обязательным элементом организации учебного процесса, в период вынужденного удаленного обучения она активно использовалась преподавателями в их работе.

       3. Среди основных проблем, возникающих при переходе вуза на дистанционный формат работы, можно выделить следующие две группы факторов.

Первая группа – это субъективные факторы – неготовность преподавателей к такой форме работы, консерватизм и отсутствие мотивации у преподавателей.

Вторая группа – внутренние организационные проблемы вуза – отсутствие общей программы по организации дистанционного обучения в вузе и отсутствие собственной системы управления обучением (LMS-платформы) с соответствующими ресурсами для ведения всех видов учебной работы.

      4. До марта 2020 года имели опыт работы в дистанционном формате чуть менее половины опрошенных – 44,7%. При этом подавляющее большинство респондентов указали, что используют данную форму работы как дополнительную (72,7%).

      5. Анализ характера преподавательской занятости показал, что она фактически не отличается от работы в обычном формате. Ресурсы и формат работы в удаленном режиме были следующие: электронную почту использовали в организации коммуникации со студентами практически все опрошенные (85,8%); перешли на работу на собственной платформе вуза 67,0%; на онлайн платформах для конференций работали около половины респондентов (46,7%). Использовали возможности мессенджеров 44,9% и организовали работу посредством социальных сетей 41,6% опрошенных преподавателей. То есть, можно с большой долей уверенности утверждать, что большая часть преподавателей решала проблему организации дистанционного обучения по своей дисциплине в комфортных и привычных для себя форматах, которые совершенно не предназначены для ведения образовательного процесса в удаленном режиме, но доступны и не требуют приобретения дополнительных навыков и разработки специальных методических материалов.

       6. Оценивая собственный опыт работы в дистанционном формате более трети респондентов указали, что эффективность их работы со студентами существенно снизилась. При этом личные трудозатраты существенно возросли (67,1%). О работе студентов в дистанционной форме опрошенные представители вузов сообщили, что такая работа делает студентов менее мотивированными и менее работоспособными. Однако треть респондентов считает, что и работоспособность, и креативность, и мотивация студентов от формата обучения не зависят и соответственно не изменяются при работе в удаленном режиме.

       7. Однозначно не нравится работать в дистанционном формате фактически половине участников опроса. Остальные в качестве определенных положительных моментов назвали возможности освоения новых навыков и применения новых педагогических приёмов и техник. Основным же «плюсом» удаленного формата является возможность не тратить время для поездок на работу (42,0%).

       8. Относительно сравнительной оценки между дистанционным обучением и традиционным очным, почти пятая часть опрошенных ответила, что преимуществ у дистанционной формы нет в принципе. Те же, кто все-таки выделяет определенные «плюсы» дистанта, видят в них расширение творческих возможностей преподавателей в плане подготовки лекционных и практических материалов, расширение образовательных возможностей на базе интернет-технологий, а также реализацию образовательных индивидуальных траекторий студентов и улучшение взаимодействия преподавателей и студентов.

       9. Среди основных проблем ведения учебного процесса в дистанционном формате наиболее серьезными и трудноразрешимыми являются сложности с организацией контроля знаний и отсутствием фонда оценочных средств, которые были бы применимы в дистанционном режиме и носили обоснованный, контролируемый и верифицированный характер. Разброс ответов респондентов по вопросу форм контроля знаний студентов подтверждает вывод о проблемности, непроработанности и неадаптированности имеющегося ФОС для работы в дистанционном формате. В основном преподаватели отметили, что организуют проверку знаний и контроль студентов в пассивном, оффлайн режиме.

       10. Оценка перспектив работы в дистанционном формате для высшей школы России в ответах респондентов показывает, что категорически настроен против дистанта каждый десятый респондент. Основными перспективами для себя респонденты назвали освоение онлайн платформ и ресурсов для работы в дистанционном формате и создание собственных онлайн курсов. Показательно, что в этой связи о повышении квалификации в той или иной форме задумывается каждый четвертый респондент. В целом же, описывая свое общее впечатление от работы в дистанционном формате отмечают, что такая работа возможна, но только как вынужденная мера – 33,8% опрошенных. Также треть респондентов делает вывод о том, что опыт работы в дистанционном формате убедительно показывает, что эффективность указанной формы обучения сильно преувеличена.

       11. Сравнительный анализ ответов об ожидаемых переменах в системе высшего образования сводится к тому, что основные направления, по мнению опрошенных, для их вузов будут лежать в плоскости работы с ППС, а для системы образования в целом – в области методической составляющей подготовки студентов и качества образовательного процесса.

 

Со справкой по результатам опроса можно ознакомиться в БРО ООО "Российское профессорское собрание".