Размер шрифта
Цветовая схема
Изображения
Обычная версия сайта

В Улан-Удэ на базе школы открывается новая общеобразовательная платформа

Образование
Новую модель назвали спасательным кругом в решении кадровых проблем в экономике Никогда еще жители Бурятии не встречали предстоящий учебный год с таким волнением. До сих пор неизвестно, как в условиях новой коронавирусной инфекции будет организовано обучение школьников.

Кому разрешат учиться очно, кому — дистанционно, и что предложит родителям и их детям современная система образования, учитывая, что, согласно официальным данным, треть школьников Бурятии этой весной испытывала те или иные трудности в работе с компьютерной техникой или скоростью Интернета.

Как бы там ни было, но к началу нового учебного года МАОУ «СОШ №17» в Улан-Удэ приготовило отличный сюрприз. Участникам традиционной августовской конференции в Улан-Удэ рассказали о созданной на базе этой школы мощной образовательной платформе, позволяющей подключиться к онлайн-урокам всем, кто видит свое развитие в технологическом направлении. Речь о создании в Бурятии сети инженерных классов, открывающихся благодаря реализации федерального проекта «Кадры для цифровой экономики».

Плоды сотрудничества

Главной новостью для родителей должно стать известие, что с этого учебного года начинается поэтапное внедрение в образовательные программы российских школ федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Одно из требований новых ФГОС — введение в старших классах так называемого профиля, то есть дополнительных предметов, ориентированных на будущую профессиональную деятельность ребенка. Если в 90-е годы наши школы разрабатывали такие профили по желанию, то ныне закон предписывает делать это в обязательном порядке и в направлениях, заданных потребностями рынка. Всего ФГОС определяет пять профилей, и если образовательное учебное заведение не имеет возможности обеспечить ребенку такую подготовку, подразумевается, что общеобразовательные предметы он будет получать в родных стенах, а профиль — в любой иной школе.

Улан-удэнской школе №17 повезло в том, что она расположена по соседству с Восточно-Сибирским государственным университетом технологий и управления, и сотрудничество с вузом продолжалось здесь всегда. В 90-х годах прошлого столетия тут работали лицейские классы технологического университета, а в последнее время эта работа усилилась в плане проектной деятельности. С участием менторов-преподавателей ВСГУТУ в рамках стартовавшего нацпроекта «Цифровая экономика России-2024» реализовались многие образовательные проекты по передовым направлениям дискретной математики, информатики, цифровых технологий.

На прошедшем в прошлом году в стенах ВСГУТУ форум-обобщении лучших практик по реализации проекта «Кадры для цифровой экономики» состоялось торжественное подписание соглашения об открытии в школе №17 инженерного класса по направлению «Техносферная безопасность». Планируется, что уже в этом учебном году при условии снятия ограничительных мер в связи с распространением коронавирусной инфекции все три десятых класса (75 человек) будут заниматься в одном из корпусов ВСГУТУ, где к их услугам будут предоставлены оборудование, лаборатории и прочие учебные кабинеты. «Лекции и лабораторно-практические занятия преподавателей ведущих кафедр вуза будут транслироваться дистанционно через образовательный портал для всей сети инженерных школ Бурятии, и не только транслироваться, но и сохраняться как ресурс, которым в любой момент могли бы воспользоваться все желающие», — рассказал один из инициаторов проекта, руководитель отдела инженерных школ ВСГУТУ Михаил Тихонравов.

                                          

Инженерные классы

— Одним из условий гранта, который мы выиграли в прошлом году в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики», было создание образовательного портала, способного решить сразу несколько проблем, с которыми столкнулась вся система образования. Они всем хорошо известны — нехватка специалистов, отсутствие необходимых учебных программ, разработанной научно-методической базы. Из заданных пяти профилей наша школа выбрала два — инженерный и естественно-научный, ориентированные на кадровые потребности наших промышленных гигантов — Улан-Удэнского авиационного завода, ЛВРЗ, CУЭК. В идеале мы стремимся создать смешанную ресурсную модель обучения, где была бы выстроена единая цепочка подготовки «школа-вуз-производство» и куда на примере сетевого сотрудничества подключались бы школы, развивающие у себя профиль инженерных классов, — рассказала директор МАОУ «СОШ №17» Улан-Удэ Ирина Номогоева.

Как видится организаторам, образовательная платформа будет представлять информационную базу технологического профиля, куда войдут программы базового и углубленного уровня, лабораторно-практических занятий с учетом очного и дистанционного преподавания, мастер-классы по узким модулям программы, учитывающих основной и элективные курсы профильной (1-11 кл.), предпрофильной (6-8 кл.) подготовки и многое другое.

Благодаря успешной проектной деятельности, направленной на освоение цифрового пространства, к педагогам школы №17 уже примкнули участники международной лагерной смены «Алтан туяа», учителя и школьники Саган-Нурской, Орликской, Кижингинской, Кяхтинской, Оерской средних школ. Под руководством ведущих преподавателей ВСГУТУ они познакомятся с принципами создания дизайна промышленных объектов и используемых для создания автомобилей новых материалов. Вот только некоторые из освоенных школьниками тем: исследование физико-механических свойств новых материалов для создания автошин большегрузных автомобилей со сниженной истираемостью протектора, получение цифровых изображений микроструктур металлов, используемых в автомобилестроении с применением специализированных автоматических анализаторов, разработка интерактивного атласа структур материалов, используемых в автомобилестроении. По сути, на сегодня участники «Алтан туяа» и составили костяк сетевой платформы инженерных школ Бурятии.

Что внутри

О чем уже сегодня могли бы рассказать участники смены «Алтан туяа»? О том, что в современном мире цифровое производство немыслимо без использования средств промышленной автоматики и робототехники. Направление промышленной робототехники дает возможность освоить, например, проектирование конвейерной сортировочной линии угля, проектировать и разработать робота-манипулятора для покрасочных работ узлов и агрегатов поточной линии, разработать оснастку робота-манипулятора для заполнения подземных хранилищ и многое другое.

Во время работы над проектами учащиеся получают возможность освоить принципы разработки графического интерфейса на Pyton для визуализации процесса воспроизводства зеленых насаждений на месте бывших разработок с учетом новейших технологий восполнения биоресурсов. Данные проекты направлены на создание графических приложений, а также программ для расчета кинематики и прочностных характеристик модулей. В 21 веке производственные процессы все больше передаются искусственному интеллекту. Особенно те, что связаны с бе-зопасностью, точностью и скоростью работы. Последние достижения науки позволяют организовать работу интеллектуальных систем на основе анализа видеоинформации, что сокращает затраты на внедрение в производство и делает такие системы универсальными.

Один из авторов этого проекта, кандидат педагогических наук Надежда Алексеева уверена, что в создавшихся условиях именно эта модель окажется спасательным кругом и для школьного образования, и для предприятий республики, рассчитывающих на академически грамотные, мотивированные на успех кадры.