Размер шрифта
Цветовая схема
Изображения
Обычная версия сайта

О подразделении






Основные цели и задачи:

Основной целью деятельности Библиотеки является создание современного уровня информационного обеспечения научной и образовательной деятельности Университета на основе свободного доступа к информационным ресурсам библиотеки, а также организации удаленного доступа к ресурсам других библиотек и иных информационных структур.

Основными задачами Библиотеки являются:

1.1. Оперативное, максимально полное и качественное библиотечное и информационно-библиографическое обслуживание всего контингента Университета: студентов, слушателей, аспирантов, докторантов, научных работников, преподавателей, сотрудников и других категорий пользователей в соответствии с информационными запросами на основе свободного комфортного доступа к библиотечному фонду и электронным информационным ресурсам, лицензионный доступ к которым имеет Университет и ресурсам собственной генерации.

1.1.1. Создание комфортной, безбарьерной библиотечной среды для пользо­вателей с ограничениями по здоровью.

 1.2. Формирование фонда Библиотеки в соответствии с Положением о формировании библиотечного фонда и информационных ресурсов Научной библиотеки ВСГУТУ, Тематическим планом комплектования Научной библиотеки ВСГУТУ и в соответствии с информационными потребностями читателей. 

 1.3. Осуществление учета и размещение фонда с организацией обеспечения его сохранности.

 1.4. Организация и ведение справочно-библиографического аппарата (далее по тексту СБА), библиографических и библиографических полнотекстовых баз данных Электронного каталога в соответствии с профилем Университета, образовательными стандартами и информационными потребностями пользователей.

 1.5. Формирование библиотечно-информационной культуры пользователей, навыков поиска и рационального использования информационных ресурсов.

 1.6. Совершенствование работы Библиотеки, повышение качества библиотечных услуг на основе технического оснащения Библиотеки и внедрения современных информационных технологий, развитие новых форм обслуживания.

 1.7. Активное участие в воспитательной и гуманитарно-просветительской деятельности вуза, формирование у студентов социально и профессионально необходимых знаний и навыков, научного мировоззрения, гражданской позиции, широкого культурного кругозора.

 1.8. Проведение научных исследований по вопросам библиотечного и информационно-библиографического обслуживания.

 1.9. Координация деятельности со структурными подразделениями и общественными организациями Университета, интеграция и взаимодействие с библиотечными ассоциациями, консорциумами, библиотеками других систем и ведомств, органами научно-технической информации для более полного удовлетворения информационных потребностей пользователей.

 1.10. Оказание методической и консультационной помощи библиотекам вузов г.Улан-Удэ.

 1.11. Осуществление хозяйственной деятельности, направленной на улучшение условий труда, создание комфортной библиотечной среды и оптимизацию библиотечного обслуживания пользователей.

Основные направления деятельности:

1. Формирование и учет библиотечного фонда учебными, научными, справочными, периодическими и другими документами, независимо от вида носителя на русском и иностранных языках:

  • в соответствие с разработанным тематическим планом комплектования Научной библиотеки ВСГУТУ, определяющий порядок комплектования единого фонда НБ ВСГУТУ, в соответствие с образовательно-профессиональными программами, учебными методическими комплексами дисциплин и тематикой научных исследований;
  • мониторинг рынка печатных и электронных ресурсов и формирование пакета предложений для подразделений Университета, прием заявок от подразделений Университета на приобретение необходимых документов;
  • анализ, корректировка и подготовка заказов на приобретение документов у поставщиков;
  • подготовка и сопровождение документации (аукционы, котировки, договора, лицензионные соглашения, договоры о правилах пользования и др.) на приобретение информационных ресурсов;
  • контроль выполнения договорных обязательств поставщиками, организация и ведение картотеки книгообеспеченности документами;
  • прием поступающих в библиотечный фонд Университета информационных ресурсов;
  • ведение индивидуального и суммарного учета в традиционном и (или) электронном виде и предоставление финансового отчета в Управление бухгалтерского учета;
  • распределение новых поступлений документов в другие отделы Библиотеки;
  • исключение документов из библиотечного фонда Университета.

 2. Научная обработка и организация справочно-поискового аппарата:

  • техническая обработка документов;
  • систематизация и классификация информационных ресурсов по УДК, ББК, ГРНТИ;
  • ввод сведений о поступивших информационных ресурсах в электронные справочно-поисковые системы Библиотеки в соответствии с действующими ГОСТами (библиографическое описание, предметные рубрики, ключевые слова, аннотации);
  • присоединение полнотекстовой электронной версии документа к библиографической записи в Электронном каталоге;
  • текущее редактирование каталогов и картотек СБА Библиотеки, в том числе баз данных Электронного каталога;

 3. Организация и хранение библиотечных фондов:

  • оптимальное размещение библиотечного фонда с обеспечением эффек­тивного использования документов и их сохранности;
  • анализ состава библиотечного фонда (инвентаризация, выявление ветхих, непрофильных, дублетных, устаревших изданий и др.);
  • исключение печатных и других материалов из фонда, утративших свою научную и практическую ценность – непрофильные, устаревшие по содержанию, ветхие, утраченные и т.п. издания, в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами РФ по согласованию с Университетом;
  • обеспечение благоприятных условий хранения документов библиотечного фонда - контроль светового, температурно-влажностного и санитарно-гигиенического режима хранения документов;
  • систематическая проверка правильности расстановки документов;
  • ремонт документов, отбор и передача документов в переплетную мастерскую.
  • распределение и передача документов в подразделения Библиотеки, кафедральные библиотеки.

 4. Комплексная автоматизация деятельности:

       - внедрение в работу Библиотеки современных информационных технологий;

  • формирование и пополнение полнотекстовых баз данных Библиотеки электронными версиями учебных и учебно-методических изданий преподавателей Университета, т.е служебными произведениями; электронными сетевыми ресурсами, доступных Университету временно или постоянно на основе лицензионных договоров; электронными ресурсами на съемных носителях;
  • организация работы по загрузке служебных произведений Университета в электронном виде в различные электронные информационные, информационно-телекоммуникационные системы с соблюдением авторского права на основе лицензионно-договорной работы;
  • атрибутирование электронных ресурсов (ЭР): библиографическое описание; систематизация (индексирование, аннотирование); присоединение полного текста к библиографической записи в электронных информационных справочно-поисковых системах;
  • организация сохранности и информационной безопасности ЭР: анализ востребованности ЭР; удаление ЭР;
  • определение уровня доступа к информации (локальная сеть, глобальная сеть, пересылка копий по электронной доставке документов (ЭДД));
  • техническое сопровождение и информационная поддержка сайта Библиотеки;
  • организация и обеспечение бесперебойного доступа через сайт Библиотеки и сайт Университета к электронным ресурсам Библиотеки и информационным ресурсам внешних агрегаторов, в т.ч. к Электронно-библиотечным системам;
  • обеспечение возможности полнотекстового поиска в информационном массиве (контекстный поиск);
  • компонентное формирование структуры библиотечных процессов, подлежащих автоматизации.

 5. Организация библиотечного и информационного обслуживания пользователей:

Организует дифференцированное обслуживание читателей в читальных залах, на абонементах и других пунктах выдачи документов по единому электронному читательскому билету, применяя методы индивидуального и группового обслуживания:

  • регистрация пользователей и оформление читательских билетов;
  • анализ запроса (требования) пользователя и определение действий по предоставлению информационных услуг, выполнение заявки (требования) на документ;
  • регистрация посещения, книговыдачи;
  • прием литературы;
  • формирование и организация выдачи во временное пользование комплектов учебных документов для студентов 1-х курсов;
  • получение и выдача произведений печати и иных информационных материалов по межбиблиотечному абонементу;
  • использование различных форм и методов массовой работы в помощь образовательному процессу, научно-исследовательской и воспитательной деятельности Университета (презентации информационных ресурсов, услуг Библиотеки, продукции профильных издательств, агрегаторов информационных ресурсов и др.; День дипломника, День курсового проектирования, День информации, студенческие  мероприятия по интеллектуально-познавательному ориентированию, литературные конкурсы, историко-краеведческие киноэкскурсии, библиографические обзоры, тематические экспозиции и др.);
  • выполнение библиографических справок, консультирование пользователей по поиску информационных ресурсов и при подборе документов в фондах, расположенных в открытом доступе;
  • выполнение запросов пользователей в информационно-библиографических центрах библиотеки и через систему виртуальной справочной службы на сайте Библиотеки;
  • информирование пользователей через системы избирательного распространения информации (ИРИ), дифференцированного обслуживания руководства (ДОР), сайт Библиотеки, СМИ;
  • консультирование пользователей о правилах пользования Библиотекой и обращения с документами, по методике поиска информации и информационной культуре, организация системы обучения и тренинга пользователей Библиотеки;
  • подготовка Информационных бюллетеней, оформление экспозиций новых поступлений Библиотеки (в электронном и традиционном виде) с предоставлением пользователю Перечня экспонируемых ресурсов (на сайте Библиотеки, рассылка по E-mail ведущим специалистам Университета, преподавателям кафедр и др.);
  • анализ запросов (требований) пользователей, выполненных справок, разработка корректирующих и предупреждающих действий;
  • проведение маркетинговых исследований (анкетирование, опросы, анализ использования библиотечно-информационных услуг Библиотеки); изучение информационных потребностей студентов Университета, руководства, профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников, аспирантов;
  • предоставление пользователям других видов услуг (перечень которых определяется правилами пользования Библиотекой);
  • оказание услуг на платной основе осуществляется в соответствии с «Положением о дополнительных платных услугах Научной библиотеки ВСГУТУ», утвержденным ректором Университета;
  • обеспечение сохранности библиотечного фонда от несанкционированного выноса документов;
  • осуществление контроля соблюдения общественного порядка в Библиотеке.

 6. Проведение научно-исследовательской, методической работы; организация системы повышения квалификации библиотечных работников; подготовка и проведение профессиональных библиотечных конференций, семинаров.

 7. Внедрение передовой библиотечной технологии, результатов научно-исследовательских работ. Проведение социологических исследований с целью изучения читательских интересов, определение уровня их удовлетворенности библиотечным обслуживанием.

 8. Оказание методической, консультационной помощи библиотекам вузов г. Улан-Удэ, организация работы методического объединения библиотек вузов города.

 9. Взаимодействие с библиотеками, архивами и другими предприятиями, учреждениями, организациями, которые имеют информационные банки, в соответствии с действующим законодательством, государственными программами, а также договорами, заключенными между учреждениями и организациями; участие в работе корпоративных библиотечно-информационных сетей и объединений региона.

 10. Разработка нормативно-правовой и нормативно-дидактической документации на основе законодательной и организационно-распорядительной базы вышестоящих органов управления, регламентирующей процедуры планирования, обеспечения, контроля, анализа, а также порядок и организацию деятельности в области обеспечения учебно-научно-воспитательного процесса информационными ресурсами.

 11. Создание научно-информационной и рекламной продукции (библиографические указатели, сборники, путеводители по ресурсам Библиотеки, буклеты, проспекты и др.); подготовка и распространение в СМИ пресс-релизов, информации о деятельности Библиотеки.