Размер шрифта
Цветовая схема
Изображения
Обычная версия сайта

VII Международная научная конференция «Проблемы механики современных машин»

Конференции
Пресс-служба 05-07-2018 1872
Кафедра «МиОК» МФ ВСГУТУ 25.06.18 – 30.06.18 провела VII Международную научную конференцию «Проблемы механики современных машин».

Аналитический обзор конференции и её итогов

 В работе конференции приняли участие ученые из 62 ВУЗов и НИИ 47 городов Российской Федерации, а также Беларуси, Казахстана, Киргизии, Монголии, КНР. C пленарным докладом «Теоретическое исследование скоростного бафтинга» выступил академик РАН Липанов А.М. C пленарным докладом «Повышение эффективности ультразвуковых технологических машин» выступил  д.т.н., проф. Асташев В.К. На  конференцию было представлено  124 доклада в шести секциях. Отличительными особенностями научных исследований в области динамики, прочности и надежности машин, представленных в докладах конференции,  являются сочетание фундаментальных разработок с практикой машиностроения, комплексность решения прикладных задач проектирования и прочностным расчетом конструкций, теснейшая связь творческих коллективов научных работников, преподавателей ВУЗов и аспирантов с конструкторскими бюро и серийными заводами. По докладам конференции можно выделить следующие основные направления научных исследований:

  • развитие методов и моделей механики деформируемых твердых тел применительно к решению задач статики и динамики конструкций вертолета; проведение экспериментальных исследований прочности и долговечности элементов конструкций, узлов и деталей машин (ВСГУТУ, г. Улан-Удэ; ВолгГТУ, г. Волгоград; МГУНТ, г. Улан-Батор Монголия);
  • научные разработки по виброударным системам, по применению ультразвукового и эхоимпульсного метода контроля напряженно-деформированного состояния деталей машин, колебания механических систем (Институт проблем машиностроения РАН г. Нижний Новгород; ИМАШ РАН, г. Москва; МГТУ им Н.Э. Баумана, г. Москва;, ТГУ, г. Алматы, Казахстан);
  • разработку методов анализа и обеспечения конструкционной прочности деталей и узлов различных механизмов и машин (ВолгГТУ, г. Волгоград; ВСГУТУ, г. Улан-Удэ; ИрГУПС, г. Иркутск; БрГУ, г. Братск)
  • создание динамических методов и средств диагностирования технического состояния двигателей автомобиля, обеспечение решения проблем прочности и надежности деталей и узлов двигателей, совершенствование отраслевой экспериментальной базы (ВСГУТУ, г. Улан-Удэ; ИРНИТУ, г. Иркутск; КНР)

Получение новых знаний по перечисленным выше научным направлениям исследования необходимы для увеличения ресурса машин, обеспечения прочности и надежности при удовлетворении противоречащим друг другу требованиям снижения массы и ограничения по стоимости в сочетании с увеличением нагруженности деталей и узлов. Поиск решения вышеперечисленных проблем, взаимодействие и развитие связей между научными работниками, преподавателями ВУЗов, аспирантами из разных городов Российской Федерации, Казахстана, Монголии, КНР обсуждались на секции «Динамика, прочность и надежность машин» конференции.

Повышение эффективности современных машин определяется во многом качеством  изготовления и сборки, в снижении себестоимости и повышении конкурентоспособности. Для решения этой проблемы наряду с экономией сырья и энергии, необходимы разработка и внедрение новых материалов и технологий их обработки, повышение технологического и эксплуатационного уровня производства. Внедрение новых материалов и технологических процессов в промышленности в ряде случаев тормозится отсутствием достоверных знаний о протекающих процессах при изготовлении и эксплуатации деталей машин. Изыскание новых возможностей изменения комплекса физико-механических свойств в заданном направлении является актуальной задачей современного материаловедения и технологии машиностроения. Решение этой задачи требует совершенствования существующих и создания инновационных технологии производства современных машин.

В этом направлении на конференции рассматривались следующие научные проблемы:

- повышение качества поверхности деталей машин за счет формирование диффузионных слоев при поверхностном упрочнении железоуглеродистых сплавов различными методами;

- оптимизация процесса металлообработки с учетом вибрационных характеристик металлообрабатывающих центров;

- исследование инструмента для фрикционной сварки алюминиевых сплавов;

- повышение эффективности применения лезвийного инструмента при обработке композиционных неметаллических материалов.

- исследование влияния технологических факторов на формирование свойств литейных сплавов.

Заслушаны и обсуждены доклады по направлениям исследований, связанным с шагающими машинами с движителями на основе шарнирных механизмов  (ВолгГТУ, г. Волгоград; ВСГУТУ, г. Улан-Удэ); моделированием различных механических процессов и функционированием машин; автоматизацией исследования и проектирования; исследованием механических колебательных систем.

В ходе проведения конференции было отмечено, что степень влияния российских ученых на решение названных выше научных направлений может быть охарактеризована как определяющая - с учетом высокого уровня представленных докладов, их регионального характера, сочетания научно-методического и прогнозно-прикладного звучания. Проблематика исследований в области динамики, прочности и надежности машин в целом отвечает таковой в мировой науке, хотя сложности с бюджетным финансированием отечественных научных исследований в последние годы сказались на проведении данного мероприятия – многие докладчики из нашей страны не смогли приехать и доложить свои научные результаты на конференции.

Конференция отметила, что в России сформировалась плеяда талантливых ученых, обеспечивавших руководство названных выше научных направлений, высокий научный и технический уровень представленных на конференции докладов, в том числе докладов молодых ученых и аспирантов. При этом вызывают некоторую тревогу на перспективу более чем зрелый возрастной состав научных работников, преподавателей ВУЗов, занимающихся проблемами механики.

Организаторы конференции благодарят генерального спонсора АО Улан-Удэнский Авиационный завод за оказанную помощь.