«Финансовый компас» - отряд волонтеров по финансовой грамотности ФЭУ ИЭП
В 2021 году региональная общественная организация «Ассоциация экономистов и финансистов Республики Бурятия», в состав которой входят наши волонтеры по финансовой грамотности при поддержке Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия осуществили проект «Уроки финансовой грамотности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства».
Данный проект охватил два крупных направления деятельности:
- подготовка специально обученных волонтеров
- проведение занятий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
1.1. Подготовка отряда волонтеров из числа студентов факультета экономики и управления ФГБОУ ВО «ВСГУТУ». В процессе реализации проекта было подготовлено 28 волонтеров по финансовой грамотности, которые прошли педагогические и психологические тренинги по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Полученный опыт взаимодействия с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, позволяет в дальнейшем проводить подобные занятия для других социальных слоев населения Республики Бурятия.
1.2. Проведение занятий по финансовой грамотности для воспитанников ГБУСО Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Звездный» Баргузинского района, ГБУСОЦентра помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Добрый» Кяхтинского района, ГБУСОБичурскогоцентра помощи детям, оставшимся без попечения родителей» («Улыбка»).
Занятия по финансовой грамотности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства были проведены в два этапа:
1) с выездом волонтеров непосредственно в детские центры. Так, в детском центре «Звездный» посетили занятия 46 детей, в детском центре «Добрый» - 24, в детском центре «Улыбка» - 22.
Фотогалерея "Финансовый компас"(смотреть)
Волонтеры провели занятия с подростками по основам финансовой грамотности по темам: «Роль личных финансов, финансовое планирование расходов», «Финансовое мошенничество», «Государственные гарантии и способы защиты прав гражданина в сфере финансов». С детьми дошкольного и младшего школьного возраста говорили о деньгах и их значении, объяснили откуда берутся деньги.
Бичурский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» («Улыбка»)
2) с выездом старших воспитанников в г. Улан-Удэ, встречей с врио Министра образования и науки Республики Бурятии Поздняковым В.А. и посещением Отделения Пенсионного фонда РФ по Республике Бурятия, Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия. В Отделении ПФР по Республике Бурятия с детьми говорили на тему «Все о пенсии для школьников», в УФНС по Республике Бурятия - на тему «Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата(о налогах просто)»
Занятия у детей центра «Звездный» Баргузинского района в УФНС по Республике Бурятия
На базе ВСГУТУ были проведены занятия и встречи с представителями банковской сферы, которые провели тренинги по темам «Откуда берутся деньги и как разумно их тратить. Банки и их роль в жизни», «Финансовое мошенничество», «Управляй деньгами».
В заключении двухдневных занятий была проведена интерактивная игра «Денежный поток», где ребята смогли применить и продемонстрировать полученные знания.
Из детского центра «Звездный» приехали в г. Улан-Удэ на выездные занятия 10 детей, из детского центра «Добрый» - 10, из детского центра «Улыбка» - 10.
Бичурский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» («Улыбка»)
В результате реализации проекта была достигнута цель –повышение уровня социализации воспитанников центров помощи детям, для повышения качества их жизни, а также выполнены ряд задач:
Помимо этого, реализация проекта позволила раскрыть потенциал молодежи, участвовавшей в качестве волонтеров, в общественно-социальной жизни. Опыт участия в данном проекте, включение в социальную общность, осознание общих проблем, получение опыта их преодоления позволяют студентам-волонтерам почувствовать себя активным членом общества.
Таким образом, реализация проекта «Уроки финансовой грамотности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства» позволила достичь следующих ключевых результатов:
https://www.instagram.com/fin.compas/p/CVfdDAKjtlm/?utm_medium=copy_link
https://www.instagram.com/p/CWS5VBIAcTh/?utm_medium=copy_link
https://www.instagram.com/p/CVfPwphDfl3/?utm_medium=copy_link
https://m.facebook.com/story.php?story_fbid=119318987212443&id=100074030270478
https://m.facebook.com/story.php?story_fbid=108829188261423&id=100074030270478
https://m.facebook.com/story.php?story_fbid=108828624928146&id=100074030270478
https://m.facebook.com/story.php?story_fbid=343160207581341&id=100056620936687&sfnsn=scwspmo
https://m.facebook.com/story.php?story_fbid=3524003271159319&id=2748965765329744&sfnsn=scwspmo
https://m.facebook.com/story.php?story_fbid=284083556822340&id=100056620936687&sfnsn=scwspmo
Е. Будаев «Дети из центра «Звездный» узнали про финансовую грамотность» // Информационно-молодежная газета «Час пик Улан-Удэ» №5 (244) от 22 июня 2021 г.
Проблема социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является особенно актуальной в быстро меняющейся внешней среде, когда становятся все более доступными финансовые услуги, развиваются и появляются различного рода мошенничества, воспитанники центров помощи становятся особенно уязвимыми. Как правило, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не обладают достаточными знаниями в области финансовой грамотности, имеют поверхностные представления, но хотели бы эти знания получить.
Проанализировав результаты сложившейся ситуации, было выявлено:
- отсутствие специалистов, способных помочь освоить основы финансовой грамотности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;
- низкий интерес воспитанников центров помощи к реалиям адаптации за пределами учреждений;
- ограниченное, преимущественно групповое общение детей со взрослыми на самом деле не предоставляет ребенку самостоятельности: твердый режим дня, постоянные указания взрослого, что следует делать в тот или иной момент времени, контроль со стороны воспитателей - все это лишает детей необходимости самостоятельно планировать и контролировать свое поведение, формирует привычку к выполнению чужих указаний.
Немаловажным явился тот факт, что работали с детьми волонтеры «Финансового компаса» РОО АЭиФ РБ, из числа студентов ВСГУТУ, что позволило организовать более доверительную среду для обучения, общения, понимания концепции сохранения денег (сначала заработаем – потом тратим); умение вести разговоры.
Считаем, что проект «Уроки финансовой грамотности» для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует продолжить на систематической основе в связи с актуальностью проблемы.
Источник: Багинова В.М. проф. , д.э.н. ФЭУ ВСГУТУ