Продолжаем серию публикаций о династиях учёных и преподавателей ВСГУТУ. Пример одной из таких семей - династия Хамхановых.
Доктор технических наук, доцент кафедры «Стандартизация, метрология и управление качеством» Дарима Нимбуевна Хамханова начала свою карьеру в 1981 году во ВСТИ (ныне ВСГУТУ), после окончания Ленинградского института точной механики и оптики (ныне ИТМО). Её путь начался с должности лаборанта в лаборатории «Контрольно-измерительные приборы и автоматика», где она последовательно занимала должности инженера и старшего инженера. А в 1997 году была создана новая кафедра «Метрология, стандартизация и сертификация», куда Дарима Нимбуевна была переведена и работает до сих пор.
Во время работы на кафедре Дарима Нимбуевна поступила в докторантуру в Северо-Западный политехнический университет по специальности «Приборы и методы контроля природной среды, веществ, материалов и изделий». В 2013 году она успешно защитила докторскую диссертацию в Национальном исследовательском Томском политехническом университете, и ей была присуждена ученая степень доктора технических наук.
Глава семьи, Ким Михайлович Хамханов, в 1975 году окончил Ленинградский институт текстильной и лёгкой промышленности имени С. М. Кирова. После завершения учёбы он начал работать преподавателем на кафедре «Машины и аппараты лёгкой промышленности» в Восточно-Сибирском технологическом институте. Спустя месяц Ким Михайлович был направлен на годичную стажировку в родной институт. По завершении стажировки он поступил в очную аспирантуру. В 1980 году он вернулся в ВСТИ и занял должность ассистента на кафедре «Детали машин». В ВСТИ Ким Хамханов занимал различные должности — от ассистента до старшего преподавателя — до 2005 года.
Их сын, Алдар Хамханов, вслед за родителями нашел себя в науке. Уже два года он учится и работает на факультете компьютерных наук и технологий ВСГУТУ. Мы пообщались с молодым ученым и узнали о его профессиональном пути.
Какую роль сыграли родители при выборе вашей карьеры?
- Любовь к учебе мне прививали с самого детства, всегда интересно узнавать что-то новое. Когда я сказал, что хочу поступить в Томск на математический факультет, меня не стали отговаривать. Родители сами учились в Ленинграде, поэтому для них это не было проблемой.
Аспирант рассказал, что ему всегда было легко начинать благодаря поддержке семьи. Некоторое время ученый работал программистом на Улан-Удэнском авиационном заводе. Потом поступил в аспирантуру ВСГУТУ, и здесь ему предложили обучать студентов. Алдар Кимович говорит, что не встал бы на путь преподавания, если бы у родителей была другая профессия:
- Без примера в семье скорее всего я бы не стал учить. Подумал бы, зачем мне это надо. Так что, если бы не родители, то вряд ли.
Дарима Нимбуевна с теплотой вспоминает, как её сын, будучи начинающим преподавателем, обращался к ней за помощью и советом. Она с радостью делилась своим опытом и знаниями, как человек с большим стажем работы. Алдар Кимович рассказал, что многое перенял от родителей:
- Я всегда видел их упорный труд. Понимал, что успех не приходит сразу, а требует долгих усилий. Путь может быть долгим и извилистым, а результаты не будут заметны сразу. Поэтому, когда я только начал учиться в аспирантуре, я продолжал работать, хотя и не видел плодов своих трудов. Но знал, что это нормально, ведь горизонт планирования в научной работе может занять годы.
Сейчас он вместе с мамой реализует грант «Разработка программного обеспечения для метрологических расчетов». Это их первая совместная работа. Как отмечает сама Дарима Нимбуевна, работать с сыном намного легче.
- В 2022 году я выступал с этой идеей на конференции, посвященной Дню метрологии и стандартизации. И оказалось, что проект востребован. На конференции были представители Бурятского центра стандартизации, метрологии и испытаний, они проявили интерес к программе. Мы начали работу над его реализацией. Подали заявку на стартап, заключили договор и уже в ближайшее время программа должна быть готова.
Вы планируете и дальше заниматься преподавательской деятельностью?
- Пока что мне нравится учить. Потом, возможно, я займусь чем-то другим. В мире много интересных вещей и преподавание – одна из них.
Как вас изменила работа преподавателем?
- Замечаю, что долго могу говорить без остановки. Я без часов понимаю, что проходит половина занятия, когда устаю рассказывать. Возможно, поэтому кто-то рассчитал, что именно 40-45 минут — это оптимальное время для усвоения информации.
Какой совет вы можете дать студентам, которые мечтают стать учеными?
Алдар Кимович: «Пробовать, учиться, пытаться, стараться. Понимать, что неудачи — это тоже результат. Даже если не получается с первого раза, надо просто еще раз сделать».
Дарима Нимбуевна: «В первую очередь, важно сохранять решительность и не бросать дело на половине пути».
Далее в планах у молодого ученого кандидатская работа. Алдар Хамханов отмечает, что это цель, к которой он идет, и скоро сможет достичь ее. Он подчеркнул, что сейчас государство и университет оказывают значительную поддержку в начинаниях молодых ученых и преподавателей.
Татьяна Гулгенова