Размер шрифта
Цветовая схема
Изображения
Обычная версия сайта

О завершении проекта РФФИ №17-03-00808-ОГН

Наука
Пресс-служба 13-01-2020 1191
Завершен проект РФФИ №17-03-00808-ОГН "Интернет как пространство диалога и конфликта буддийских сообществ России". Руководитель - к.ф.н., доцент кафедры "Философия, история, культурология" ВСГУТУ Доржигушаева О.В.

  

 Фото: Дондукова Галина, устный доклад, "Светское и сакральное в произведении Эрдэни Хайбзун Гальшиева "Зерцало мудрости".

  В нашем исследовании мы изучили  интернет как качественно новое пространство для буддизма России, обладающее иными пространственно-временными характеристиками. Мы обратились к достаточно популярному способу описания интернет технологий с помощью деления на эпохи, такие как Web 1.0 и Web 2.0. Данное деление сосредотачивает внимание на вопросах интернет ресурсов, участников создания и распространения информации, а также самопрезентации индивидов. В процессе развития характеристики интернет возможностей расширялись, вместе с чем расширялось число пользователей, участвовавших в формировании буддийского интернета, что приводило к качественно новым явлениям. Мы пришли к выводу, что следует изучить отдельно деятельность экспертов и широких масс, где в первом случае это официальные буддийские организации, а во втором случае – многочисленные самостоятельные буддисты. В целом, такое деление можно назвать отдельным изучением «интернета в буддизме» и «буддизма в интернете». Первый подход позволил изучить политику и взгляды буддийских организаций касательно деятельности в интернете, а также религиозные особенности, влияющие на степень представленности в интернете. Второй подход позволил обратить отдельное внимание на усиление влияния большого количества простых пользователей на буддийский интернет ландшафт, которые порождают множество новых явлений, таких как потоки профанной информации, возникновение новых авторитетов, выстраивание внутренних взаимоотношений и так далее.

  Как мы рассматриваем деятельность официальных буддийских организаций России в интернете? С помощью кейсов, основанных на проявлении активности отдельных организаций мы анализируем такие явления как: захваты видных доменов, позиционирование с целью привлечь новых последователей, а также попытки симуляции реального соприкосновения с последователями через интернет. Активность в применении интернет пространства провоцируется импульсами, которые исходят из различных проблем, возникших в результате экспансии, либо связанных с потребностью в экспансии. Потенциал интернет пространства в какой-то мере способен решить проблемы большой территориальной разбросанности последователей. В этом процессе, религиозные особенности буддийских традиций, в некоторых случаях препятствуют, а в некоторых способствуют использованию интернета, что приводит к разной степени вовлеченности организаций в интернет пространство. Множество явлений и решений, связанных с использованием интернета, являются результатом накопленного опыта глобальных общин, возникшего в других странах и распространившегося на Россию. Таким образом, в условиях поиска религии в интернете, пользователи с большей вероятностью столкнуться с глобальными буддийскими общинами, которые занимают позицию центра, нежели с традиционными буддийскими организациями, которые лежат на периферии либо вовсе отсутствуют в интернет среде.

  В исследовании мы представляем результаты длительного участия и наблюдения за процессами массового освоения интернета различными буддистами. В первую очередь мы аргументируем выбор социальной сети Vkontakte как сервиса, в котором происходила наибольшая активность буддийских интернет-пользователей. Затем  анализируем закономерности формирования буддийских интернет узлов в социальной сети, выявляя паттерны, влияющие на плотность и интенсивность проходящих через них потоков информации и пользователей, что приводит меня к выбору сообщества Буддизм для длительного погружения. В процессе исследования нам удалось зафиксировать множество явлений, поэтому решили выделить и представить кейсы, наиболее показательно характеризующие процессы, происходящие в социальных сетях. В основном выявленные процессы вытекают из взаимоотношений различных типов буддистов, которые в целом можно охарактеризовать как конфликты и диалоги буддийских сообществ России в интернете. В статьях по проекту мы рассматриваем различные кейсы, описывающие определенную область взаимоотношений. Например,  «буддийские идеи vs Нью-Эйдж» показывает зарождение конфликтного характера взаимоотношений связанного с различием взглядов о буддийских идеях, где вспышки контента имеющего слабую связь с буддизмом привели к борьбе за «истинность», образовав устойчивые «экспертные» сообщества, которыми достигается очищение образа буддизма в интернете. В кейсах «Тхеравада vs Махаяна» описывается перетекание процессов «очищения», в борьбу за истинность уже внутри устойчивого сообщества буддистов, а конкретно между представителями буддизма Тхеравады и Махаяны. В кейсах «онлайн vs офлайн», описывается конфликт идеального буддизма, существующего онлайн с традиционным офлайн буддизмом. С помощью данных кейсов, мы показываем, что погружение в среду интернет буддизма создает гиперреальный опыт, который имеет влияние на религиозную идентичность и может приводить к смене взглядов, в том числе к смене принадлежности к определённой буддийской традиции. В работе «Электронные петиции в жизни буддистов России: путь объединения или отдаления?», мы приводим примеры попыток объединения разных буддийских сообществ против возникающих проблем буддийского мира. Эти кейсы демонстрируют сложные взаимоотношения буддийских сообществ России, которые в зависимости от идейной составляющей приводят как к консолидации, так и к разрыву, что сказывается на потенциале совместных действий буддийских интернет сообществ.

  Таким образом, в нашем исследовании, которое в большей является результатом эксплоративного анализа, мы попытались наиболее широко охватить явления, связанные с буддизмом России и интернетом. В дальнейшем данная работа позволит останавливаться на частных случаях для более глубокого изучения и тем самым представляет перспективы для дальнейших исследований. 

   

 Фото: Международная конференция "Технологии для буддизма Ваджраяны", г. Тхимпху, Бутан.

 Фото: Дондуков Бато, устный доклад, "Интернет как новое пространство для практики Ваджраяны".